Если не очень задумываться,
можно принять за самоочевидный факт,
что восприятие малыша к концу первого
года жизни достаточно развито – ведь
он узнает близких людей, сторонится
незнакомых, неплохо ориентируется в
окружающей обстановке, совершает
разнообразные манипуляции с предметами,
различает некоторые их свойства.
В раннем детстве быстро
растет интерес к окружающему – это
мощный двигатель развития. Ребенок
стремится все увидеть, услышать. Однако,
ему нужны не только зрительные и слуховые
впечатления, но также и осязательные,
мышечные: малыш хочет до всего добраться,
взять в руки, пощупать, помять, поломать,
бросить.
Уже к концу
первого года малыш начинает понимать
речь взрослых. Но возможности его в этом
отношении не стоит переоценивать:
понимание речи еще очень своеобразно
– оно относится очень часто не к отдельным
предметам и действиям, а к ситуации в
целом.
Первая половина второго
года – это именно то время, когда ребенок
начинает проситься на горшок. Но еще
долго нам придется быть готовым к тому,
что он забудет попроситься вовремя.
Очень часто малыш второй половины
раннего детства, намочив штаны, испытывает
чувство стыда. Но вы стыдить его не
будете.
Когда ребенок уже не
сидит в коляске, а начинает на прогулке
ходить самостоятельно, его не следует
одевать также тепло, как раньше – до
года. Однако, родители не всегда учитывают
это и продолжают кутать малыша. Закутанный,
перегретый, потный ребенок скорее может
заболеть, чем легко одетый. А уж если он
заболел (даже легкой, недолгой простудой),
то теперь его кутают, потому что он
«часто простужается». И замыкается
своеобразный порочный круг.
Когда ребенок уже не
сидит в коляске, а начинает на прогулке
ходить самостоятельно, его не следует
одевать также тепло, как раньше – до
года. Однако, родители не всегда учитывают
это и продолжают кутать малыша. Закутанный,
перегретый, потный ребенок скорее может
заболеть, чем легко одетый. А уж если он
заболел (даже легкой, недолгой простудой),
то теперь его кутают, потому что он
«часто простужается». И замыкается
своеобразный порочный круг.
После года попробуйте дать малышу ложку
в правую руку. Пусть начинает с густой
пищи, например, каши – ее легче захватить
ложкой, чем суп. С полутора лет большинство
детей умеют есть самостоятельно. Вы
можете лишь докормить малыша другой
ложкой – так, чтобы он не очень замечал,
что ему помогают. А пить чай из чашки
дети умеют уже к году.
Молочные зубы у ребенка прорезываются окончательно к 2-2,5
годам. До тех пор он получает пищу главным образом измельченную и протертую,
которую не требуется энергично пережевывать. Однако, постепенно приучать малыша
к жеванию необходимо, иначе он будет отказываться от твердой пищи.