Меню Сайта


Меню Сайта


Меню Сайта

1-3 [34]







Главная

Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS

Клуб Любящих Родителей



Среда, 20.09.2017, 01:37

Главная » Статьи » От года до трех »

1-3


Как развивать восприятие ребенка


Если не очень задумываться, можно принять за самоочевидный факт, что восприятие малыша к концу первого года жизни достаточно развито – ведь он узнает близких людей, сторонится незнакомых, неплохо ориентируется в окружающей обстановке, совершает разнообразные манипуляции с предметами, различает некоторые их свойства.

Все это так. Но более внимательный подход обнаруживает, что восприятие ребенка крайне несовершенно. Ведь узнавание – людей или предметом – может быть разным. Способен ли малыш в начале раннего детства последовательно, систематически осмотреть, обследовать предмет, выделить в нем разные свойства и признаки?

Последите за своим ребенком. Как правило, глядя на предмет, он выхватывает какое-то одно свойство, какой-то один признак, который бросается в глаза и по нему опознает его. Скорее всего, это какая-то часть предмета (именно та, с которой малыш действует, когда имеет дело с этим предметом).

Вы, конечно, замечали, что ребенок узнает на фотографии близких людей. А на рисунках, в том числе и контурных, знакомых ему животных. Но не принимайте это за доказательство того, что малыш уже понимает, что такое рисунок или фотография. Не думайте, что он по малейшему намеку способен узнавать окружающие предметы. Дело обстоит совсем иначе: ребенок вовсе не воспринимает рисунок или фотографию как изображение людей, животных или предметов. Для него это вполне самостоятельные вещи. И если он называет одинаково предмет и изображение, если он воспринимает их как одно и то же, так это потому, что он и в предмете, и в его изображении выделяет одну какую-то деталь, которая его привлекла. Все остальное для него неважно, не существует.

Вы можете обнаружить на втором году жизни ребенка такое примечательное явление: для него часто безразлично пространственное положение воспринимаемого предмета или его изображения. Он может рассматривать картинки в книжке вверх ногами – это ли не доказательство того, что важны для него лишь отдаленные признаки, а не целое.

На какие свойства предметов были направлены зрительные действия, которые возникали в то время, когда малыш начинал хватать предметы и манипулировать ими? Очевидно, в первую очередь на форму и величину. Цвет предмета никакого значения иметь просто не мог. Поэтому, в начале раннего детства малыш совершенно одинаково узнает предметы окрашенные и неокрашенные, его нисколько не смущает изображения предметов, имеющих совершенно неестественные цвета. Не противоречит ли это очевидным данным, говорящим, что малыш уже хорошо различает цвета? Нет- не противоречит – цвета он различает, но признаками предметов они пока для него не стали и при восприятии, направляющем действие, они просто не учитываются.

Поэтому, в раннем детстве воспитание ребенка решает среди других задач и такую – сделать его восприятие более полным, всесторонним.

Только такое восприятие может надлежащим образом обслужить, складывающиеся в раннем детстве действия – соотносящие и орудийные. Но и само овладение этими действиями, если оно построено педагогически правильно, помогает развитию восприятия.

Если вы довольствуетесь тем, что ребенок подражает вам, запоминая порядок сборки и разборки, скажем пирамидки, и побуждаете его к тому, чтобы он подбирал и соединял части в нужном порядке сам, то первоначально он сможет выполнять это задание только с помощью внешних ориентировочных действий. Вот ребенок прикладывает верхнюю половинку матрешки к нижней, обнаруживает, что она не подходит, берет другую, потом еще одну. Пока не найдет нужную. Вот он перебирает колечки пирамидки, прикладывает их одно к другому. Выбирает, наконец, самое большое – то, краешек которого выглядывает из-под других. Он нанизывает его на стерженек, затем выбирает таким же способом другое. Подбирая два кубика. Он прикладывает их вплотную друг к другу – сливаются ли они по цвету?
Не нужно думать, что внешними ориентировочными действиями ребенок овладеет сразу при любых условиях. Нет, очень многое зависит от того, какие предметы попадаются ему в руки и в какой мааре ощущает он помощь взрослых.


(продолжение следует…)

Категория:

1-3

Добавил: belena (15.03.2010)
Просмотров: 741 | Комментарии: 5 | Теги: умственное развитие годовалого малы, узнавание ребенком родных, восприятие ребенком окружающего мир | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz