Меню Сайта


Меню Сайта


Меню Сайта

1-3 [34]







Главная

Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS

Клуб Любящих Родителей



Пятница, 29.03.2024, 05:12

Главная » Статьи » От года до трех »

1-3


Он все понимает…

Он все понимает…


Уже к концу первого года малыш начинает понимать речь взрослых. Но возможности его в этом отношении не стоит переоценивать: понимание речи еще очень своеобразно – оно относится очень часто не к отдельным предметам и действиям, а к ситуации в целом. Поясним это.

Годовалый малыш по просьбе матери показывает, где у него нос, глазки, ушки. Но вот об этом просят другие люди – и ребенок не отвечает на просьбу, он просто не понимает ее. Дело в том, что сигналом к действию служат пока не слова сами по себе, а жесты матери, ее мимика, интонация.

Когда взрослый говорит малышу : «Дай руку», он сопровождает свои слова соответствующим жестом. Ребенок улавливает связь этих слов и жеста; схватывает значение ситуации в целом и реагирует на нее.

Лишь со временем малыш начинает понимать слова вне зависимости от того, кто произносит их, какими жестами они сопровождаются. Слова постепенно приобретают самостоятельное значение.

Количество слов, которые малыш понимает (так называемый, пассивный словарь, который отличается от активного словаря, т.е. слов, произносимых самим ребенком), быстро нарастает в первом полугодии второго года и особенно во втором полугодии. Сначала ребенок усваивает названия непосредственно окружающих его вещей, затем имена взрослых, названия игрушек и, наконец, части тела и лица. К двум годам ребенок понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают предметы окружающей среды.

Этому способствует постоянное, разнообразное общение взрослых с ребенком, рост опыта малыша (особенно в связи с умением ходить).

Обычно после полутора лет ребенок и сам начинает спрашивать о названиях предметов. Сначала он только показывает пальцем на какие-нибудь вещи и вопросительно смотрит на взрослого. Иногда он произносит при этом отдельные звуки. Затем к жесту присоединяются слова: «Это что?». Правда, вначале малыш интересуется не тем, как именно вы назовете предмет. Ему просто важно, чтобы ему ответили. Но, «сделав вывод», что с окружающими можно общаться при помощи речи, он довольно скоро начинает требовать не любого ответа, а ответа по существу.

«Это что?» - спрашивает ребенок у матери, показывая пальцем на стул. Мать, шутя, говорит: «Это стол». Ребенок недоволен и повторяет вопрос. Мать продолжает игру: «Это кроватка». Следует новое повторение вопроса. Наконец, мать дает правильный ответ, и ребенок удовлетворенно повторяет «Это стул».

Конечно, такие игры-шутки имеют смысл в том случае, когда малыш второго года жизни знает название предметов. Любопытно то, что ребенок почти никогда не соглашается с неправильным обозначением и добивается верного.

Подобными вопросами ребенок, как бы проверяет свои знания.

На третьем году жизни в понимании речи взрослых малыш делает новые шаги. Важно то, что не только увеличивается количество понимаемых слов, но и само понимание становится качественно иным. Можно заметить: ребенок начинает прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы. Значит, он понимает не только речь-инструкцию, непосредственно связанную с тем, что он сейчас видит, но и речь-рассказ, содержащую сообщения о предметах и явлениях, которых в настоящий момент нет перед глазами. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка – он получает возможность познавать действительность через слово, а не только из непосредственного опыта.

Понимание ребенком речи взрослого достигает такого уровня, что малыш уже сможет слушать и понимать маленькие рассказы, содержание которых в известной мере ново для него. Причем, это такие рассказы, которые ребенок слушает без иллюстраций, без помощи наглядности. Это очень важно – понимать речь саму по себе. Ведь главное преимущество речи в том и состоит, чтобы тот, кто говорит, мог передать другому, слушающему, все, что он хочет передать, не пользуясь ничем, кроме слова

Рассказы, с которыми взрослый обращается к детям, небольшие, короткие. Краткость их, однако, состоит не в том, чтобы в небольшом количестве коротких предложений изложить какое-то понятное ребенку содержание. Краткость в самом содержании. Оно должно представлять собой последовательность простых событий, каждое из которых известно и понятно ребенку. Когда взрослый рассказывает ребенку такие рассказы, он преследует цель научить ребенка воссоздать в воображении ситуацию, о которой идет речь в рассказе. Поэтому такой рассказ для ребенка – это, прежде всего, та же картина, которую он воспринимает не зрительно, а через речь.

Вот, например, рассказ Л.Н. Толстого для детей: «Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети побежали за ней, кричали ничего впереди себя не видели и в лужу попали». Здесь несколько простых действий составляют понятное детям событие. Ценность подобных рассказов в том, что взрослый, начиная с несложных маленьких повествований, постепенно приучает ребенка слушать и понимать все более сложные рассказы.

Мы привели в пример рассказ Толстого. Но это не значит, что взрослые – воспитатели, родители – должны использовать только произведения классиков. Такие рассказы совсем не обязательно должны претендовать на художественную ценность. Они могут составляться специально только для того, чтобы учить детей понимать речь без наглядного сопровождения.

Категория:

1-3

Добавил: belena (24.02.2010)
Просмотров: 1031 | Комментарии: 5 | Теги: рассказы Толстого, игры-шутки, понимание речи взрослого | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 BookCrossing  
0
You have the monopoly on useful inofimatron-aren't monopolies illegal? ;)


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz