Игры и игрушки для детей
1-3 лет
Многие игрушки, которые
предназначены для малышей этого возраста,
сделаны так, что само их устройство
побуждает ребенка примеривать части
друг к другу – иначе вообще ничего
получиться не может. Игрушки такого
рода как бы сами учат малыша, за что и
называются самообучающими или
развивающими. Это матрешки, коробки с
вырезами определенной формы, куда надо
опускать подходящие фигурки, домики.
В которые надо вставлять окна и двери…
Бывает малыш, сначала пытается добиваться
результата силой (хочет вколотить,
втиснуть неподходящие предметы), но с
помощью взрослого быстро переходит к
примериванию.
Но другие игрушки
определяют действие малыша в меньшей
степени, поэтому и участие взрослых
должно быть большим. Например, пирамидку
можно собрать в любом порядке, не считаясь
с величиной колец. Если взрослый не
научит примериванию, малыш вообще не
овладеет действиям с пирамидкой.
А вот действия другого
типа – орудийные. При выполнении их так
же складываются внешние ориентировочные
действия: малыш пытается достать палкой
игрушку, лежащую в отдалении, это не
получается, потому что палка короткая,
тогда он берет более длинную.
Постепенно вырабатываются
образцы, мерки свойств. Величина одетого
кольца пирамидки становится меркой для
других колец, длина палки – меркой для
расстояния., форма отверстий в коробке
– меркой для формы тех фигурок, которые
опускает в нее ребенок.
Теперь появляется
возможность чисто зрительной ориентировки
– внешние действия «переходят внутрь».
Малыш подбирает нужные предметы и их
части на глаз – предварительное
примеривание не нужно.
На втором году жизни
во время игр-занятий полезно знакомить
детей с формой предметов. Вы предлагаете
малышу образцы – круг, квадрат, овал,
а он подбирает по этому образцу (накладывая
на него) плоские фигуры.
Различению размеров
малыши учатся, строя башенки из кубиков
различной величины,, в играх с пирамидками
(сначала дается пирамидка из 2-3 резко
контрастных колец, а после полутора лет
– из 5 менее контрастных). Вообще полезны
всякие игры, в которых приходится иметь
дело с одинаковыми по форме, но различными
по величине предметами.
|