Умственное развитие в
раннем детстве: как ему способствовать
В раннем детстве быстро
растет интерес к окружающему – это
мощный двигатель развития. Ребенок
стремится все увидеть, услышать. Однако,
ему нужны не только зрительные и слуховые
впечатления, но также и осязательные,
мышечные: малыш хочет до всего добраться,
взять в руки, пощупать, помять, поломать,
бросить.
На втором и третьем
году жизни довольно заметно развиваются
действия восприятия и мыслительные
действия. Если почти на всем протяжении
младенчества психическая жизнь ребенка,
носила слитный, нерасчлененный характер,
то теперь достаточно отчетливо можно
увидеть: вот малыш зрительно обследует
предмет, его свойства; вот он решает
мыслительную задачу: как достать со
шкафа любимого мишку?
Но нельзя выделить как
отдельные психические процессы память,
внимание, воображение. Они как бы вплетены
в деятельность ребенка, носят непроизвольный
характер. Эту оговорку следует иметь в
виду, когда мы говорим о памяти или
внимании, или воображении ребенка 2-3
лет.
В начале второго года
малыш узнает знакомых людей хорошо,
даже если не видел их несколько недель,
он вспоминает о тех событиях, которые
произошли неделю назад. Начинает он
ориентироваться и в пространстве: в
расположении комнат в доме, находящихся
в них предметах; когда он выходит на
улицу, то сам идет к тому месту, где
обычно играет.
К концу второго года
узнавание становится более совершенным.
Мальчик 3 месяца не был в городе. Когда
вернулись с дачи, пошли в гости к бабушке.
Он сам поднялся на нужный этаж и постучал
в дверь той квартиры, где живет бабушка.
На третьем году жизни
малыш может при случае вспомнить довольно
отдаленные события. Малыш вспоминает
зимой, как летом катался с папой на
пароходе. Рассказать в детском саду,
какие у него дома игрушки, из кого состоит
семья – ему уже не сложно.
Поскольку он овладел
речью, воспоминания могут возникать у
него не только тогда, когда он видит
перед собой предмет или человека, с
которым у него что-то связано, но и тогда,
когда о чем-то просто идет разговор.
Мама говорит: «Поедем к дедушке», и
мальчик вспоминает: «Поедем на троллейбусе,
у деда в аквариуме рыбки. Будем их
кормить». Разговаривая с ребенком о
том, что было или еще будет, вы тем самым
значительно расширяете его кругозор.
Непроизвольное внимание
малыша становится на протяжении второго
и третьего года более устойчивым. К году
он мог заниматься игрушкой минут 10, на
третьем году это время возрастет до
получаса. (А если в деле, которым занят
малыш, участвуют взрослые, то время это
значительно больше). Если он чем-то
заинтересовался, отвлечь его трудно.
Но столь же трудно привлечь его внимание
к чему-нибудь, что нисколько для него
не занятно, не затрагивает его чувств.
Поэтому так важно, побуждая ребенка
чем-то заняться, сделать что-то, вызвать
у него интерес и понимание, постарайтесь
воздействовать на его чувства, но ни в
коем случае не принуждать, не заставлять.
Начинает складываться
и воображение. Когда малыш скачет верхом
на палочке, он всадник, а палочка –
лошадка. Но при отсутствии предмета, на
котором можно «скакать», он лошадку
себе не вообразит, не вообразит он себе
ее и тогда, когда он не занят этой игрой,
хотя та же палка может быть у него под
рукой. Так что пока воображение еще
нуждается во внешних опорах – предмете
и действии.
|