Овладение разнообразными
движениями и действиями позволяет теперь ребенку видеть предметы с разных точек
зрения, на разном расстоянии. В результате восприятие становится более
устойчивым: ребенок узнает предмет, независимо от того, как он повернут, он
правильно определяет величину предмета, на каком расстоянии он бы не находился.
Теперь мы с уверенностью можем
сказать, что ребенок не просто видит что-то и слышит, но что он стремится
увидеть и услышать, что он получает удовольствие от зрительных и слуховых
впечатлений.
Ребенок последних месяцев первого
года жизни легко устанавливает связь между случайно выполненным движением и
результатом, который он получил. Он стремится вновь получить тот же результат –
и осваивает новые действия.
Слово «манипуляция» в обыденной
речи имеет явно неодобрительный оттенок. Но сейчас этот оттенок надо забыть –
психологи называют манипуляциями действия, которые ребенок проводит с
предметом.
Мы уже говорили, что у
новорожденного начинает возникать зрительное и слуховое сосредоточение.
Помогать развитию этой способности – ваша задача на первые три месяца жизни.
На третьем месяце жизни можно
видеть, как младенец, беспорядочно водя ручкой по одеялу, вдруг схватывает его
край, как, случайно коснувшись игрушки, сжимает ее пальцами. В то же время он
начинает как бы ощупывать одной рукой другую. Рука начинает действовать.