На третьем месяце жизни можно
видеть, как младенец, беспорядочно водя ручкой по одеялу, вдруг схватывает его
край, как, случайно коснувшись игрушки, сжимает ее пальцами. В то же время он
начинает как бы ощупывать одной рукой другую. Рука начинает действовать.
Надо дать ей материал для
действия. Подвешивайте игрушки (звучащие и красочные) над кроваткой так, чтобы
ребенок мог их достать, выпрямив руку. Сначала он случайно будет наталкиваться
на игрушку. Но, поскольку малыш получает удовольствие от этого своего опыта, он
стремится к его повторению уже намеренно, он старается повторить движение и, в
результате ему удается достать игрушку. 3-4 месячный ребенок может подолгу
сосредоточенно заниматься висящими над его грудью игрушками: он то отталкивает
их руками и наблюдает за ними, то захватывает и удерживает их долгое время. К
пятому месяцу малыш может наверняка достать, захватить и удерживать их
некоторое время. А месяцев с шести сможет делать это одной рукой. Для развития
более тонкой координации движений можно использовать мелкие игрушки –
пластмассовую рыбку, лягушку и др.
Для развития движений рук совсем
нелишне проводить с малышом специальные занятия, не ограничиваясь
предоставлением в его распоряжение висящей игрушки.
На четвертом месяце подносите к
нему погремушку, предлагая взять ее (до 3 месяцев малыш не сможет направить
рукик игрушке, но захватить ее) ее он
сможет, если приложить ее к его ладони.К концу пятого месяца ребенок свободно может взять игрушку, которую
взрослый держит у него над грудью. Когда это умение будет освоено, следует
начать развивать другое – малыш должен научиться брать игрушку, находящуюся
сбоку или над его лицом.
На пятом и шестом месяце ребенок
учится точно направлять руку к игрушке, доставать и брать предметы, лежа на
боку или животе, к полугоду он умеет брать в каждую руку по игрушке иудерживать их.
Ребенок размахивает игрушкой,
перекладывает ее из одной руки в другую, рассматривает, берет в рот, а лежа на животе,
постукивает ею. Выронив игрушку, он старается ее найти: двигает из стороны в
сторону рукой, ищет взглядом. Если игрушка попадается ему под руку или он ее
увидит, он берет ее и продолжает ей заниматься.
В 5-6 месяцев ребенок проявляет
недовольство, когда ему не удается взять игрушку, и успокаивается, когда
достает ее. Еслиребенка отобрать
игрушку, он может расплакаться, вернуть – успокоится.
С того момента, когда ребенок
научится брать игрушку и заниматься ею, у него возникает новая потребность –
достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Когда он не может ее сразу
взять (она далеко или ускользает из рук), он проявляет большую настойчивость,
пуская в ход все имеющиеся у него средства и действия, иногда изобретая новые.
Отметим, что выполнение многих их
тех важных движений, о становлении которых мы уже говорили, возможно только при
условии, что малыш умеет схватывать все предметы. Так, ребенок не мог бы
сначала самостоятельно присаживаться, вставать на ноги, стоять и ходить,
держась за опору, если бы он не был в состоянии браться руками за сетку кровати
или перекладину манежа и крепко держаться за них.
Итак, к полугодумалыш достиг довольно больших результатов в
хватании, и все же оно еще далеко до совершенства. Посмотрите, как ребенок
протягивает руку к предмету, заинтересовавшему его: она движется не по
кратчайшей прямой, а петлеобразно, по дуге, часто отклоняясь в сторону от нужного
направления. Кроме того, все предметы схватываются одинаково – прижимаются
пальцами к ладони.
На протяжении второго полугодия
вы увидите, как хватание будет совершенствоваться в двух отношениях. Во-первых,
месяцамк восьми ребенок научится
приближать руку к предмету без возвратных движений, последовательно, а к году –
и без отклонений, прямо. Во-вторых, малыш научится удерживать предметы
пальцами. Возникает это действие на седьмом-восьмом месяце и будет
совершенствоваться до конца года. Вы увидите, что все больше рука будет
приноравливаться к предмету: мяч малыш будет брать растопыренными пальцами,
шнурок – кончиками большого и указательного и среднего, когда ему нужно будет
взять кубик – пальцы будут располагаться по его граням.