Мы уже говорили, что у
новорожденного начинает возникать зрительное и слуховое сосредоточение.
Помогать развитию этой способности – ваша задача на первые три месяца жизни.
Для развития зрения ребенка
необходимо прежде всего, чтобы в комнате было достаточно светло. Кроме того,
окно или лампа не должны попадать в поле зрения малыша – в таком случае взор
его приковывает к себе сам источник света, помимо того, что младенец не учится
фиксировать взгляд на окружающих его предметах, это вредно для здоровья.
Понадобятся яркие, достаточно
крупные игрушки – только они могут задержать на себе взор малыша, который еще
только учится смотреть. (Это могут быть изготовленные из синтетических
материалов погремушки, разные по цвету, форме, звучанию – шарики, попугаи,
утята.) Их надо подвесить над кроваткой малыша. Как высоко? Ребенок рождается
дальнозорким, поэтому надопозаботиться
о том, чтобы он не перенапрягал зрение, глядя на игрушки. 50-70см от его груди – расстояние вполне оправданное
(то, что достать игрушки малыш не сможет, не имеет пока значения – до 2,5 – 3
мес. он не стремится их взять).
В первое время не ждите от малыша
активных зрительных впечатлений. Сам предмет приковывает взор младенца, и видит
он этот предмет только в том случае, если он попадает в поле его зрения
(точнее, если его отражение приходится на определенную зону сетчатки глаза).
Развивать у ребенка слежение за
перемещающимся предметом можно, медленно передвигая перед ним яркую, достаточно
крупную игрушку. Направление движения сначала только горизонтальное.
Постарайтесь поймать взор младенца и вести его за игрушкой. Пусть вас не
удивляет, что слежение вначале носит скачкообразный характер, и игрушка
довольно быстро ускользает от взора ребенка; на втором месяце, если зрение
имело достаточно возможностей упражняться, слежение станет плавным, а к двум
месяцам малыш сможет следить за игрушкой даже тогда, когда вы будите изменять
направление перемещения; еще через некоторое время он будет провожать взглядом
игрушку, которую вы двигаете вертикально, причем, следя, он повернет голову и
немного туловище.
Научившись следить за движущимся
предметом, младенец начинает останавливать свой взор и на неподвижном. Вместе
со зрительным сосредоточением совершенствуется и слуховое. Трехмесячный малыш
подолгу разглядывает лицо склонившегося к нему взрослого, прислушивается к его
голосу. Во все глазенки смотрит он на яркую игрушку, которую показывает ему
взрослый, прислушивается к ее звучанию и следит, как она, гремя, перемещается.
Это так увлекает его, что даже если он перед этим плакал, теперь он
успокаивается.
Старайтесь вызвать сосредоточение
малыша не только тогда, когда вы специально занимаетесь с ним. Переодевая его,
купая, делая массаж, заговаривайте с ним, называйте его по имени, меняйте
интонацию голоса, произносите слова с разным ритмом, пойте. Улыбайтесь ему,
приближайте и удаляйте свое лицо.
На третьем месяце, когда малыш
уже научился следить за перемещением предметов на близком расстоянии,
попробуйте привлечь его внимание к более отдаленным. Возьмите колокольчик или детский бубен, просто
напевайте и ходите вокруг кроватки малыша. Ему удобнее будет видеть вас, лежа
на животе.
Неожиданно для себя вы обнаружите
на четвертом месяце, что, оказывается ваш малыш уже в состоянии сам отыскать
игрушку глазами – теперь уже не предмет ведет его за собой, а сам он смотрит то
на один, то на другой предмет. Примерно в это же время ребенок начинает
определять, где находится источник звука. Хотя еще месяц-полтора назад, не видя
источника звука, он не мог определить откуда исходит звук, явно слыша его.
Узнает он об этом постепенно, если часто будет одновременно видеть вас и
слышать ваш голос или если вы будете давать ему возможность разглядывать погремушку
в то время, когда она звучит.
Желая увидеть источник звука,
ребенок поначалу будет лишь переводить глаза, поворачивать голову из стороны в
сторону. Только к четвертому месяцу он научится быстро и безошибочно находить
взглядом лицо говорящего человека.
Теперь ребенок не только быстро
находит взглядом мать, отца, когда те обращаются к нему, но и сам
поворачивается к взрослым и улыбается им, когда они говорят между собой. С
этого времени его связь с окружающими значительно расширяется. Теперь он может
не только видеть то, что само попалось на глаза, но и сам отыскивает глазами
разговаривающих людей, предметы, издающие звук.
Когда 2-3 месячный ребенок
спокойно бодрствует, онприслушивается к
звукам, по-разному на них реагирует: резкие и громкие звуки обычно пугают его,
он вздрагивает, начинает плакать; к мелодичным звукам он прислушивается с
большим вниманием и радуется им. Необходимо почаще ласково разговаривать с
малышом. Когда он спокоен, ласковый голос радует его, когда он плачет –
действует успокаивающе.