Ребенок, который своевременно
начал ползать, легко и быстро научится садиться, ложиться, вставать, стоять и
опускаться, придерживаясь руками за опору. Все эти движения малыш осваивает
самостоятельно, играя (если, разумеется, вы позаботитесь о надлежащих условиях
такой игры). Занимаясь игрушками, наблюдая за окружающими, малыш
полуприсаживается, опираясь то на одну, то на другую руку, опускается и снова
садится, и таким образом постепенно осваивает эти движения.Вначале он может сидеть совсем недолго, лишь
несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.К7-8
месяцам ребенок, ранее научившийся ползать, сам садится, устойчиво сидит. К тому
же времени он обычно начинает и вставать, стоять и снова садится, а на 9-м месяце
опора ему будет нужна все меньше.
В том же возрасте, в 8-9 месяцев,
осваиваются и некоторые другие движения – малыш становится на колени, сидит на
корточках, придерживаясь руками. Новые позы и особенно быстрые движения
доставляют малышу удовольствие, он радуется, громко смеется. Напротив, когда вы
хотите уложить его спать или усадить после того как он стоял или ползал по
полу, недолго и до плача.
Некоторые родители проявляют
нетерпение, непременно желая «усадить» малыша раньше тех сроков о которых мы
говорили, ранее того как он научится ползать. Надо сказать, что ребенок и сам
часто поощряет их в этом намерении, хватается за пальцы и с их помощью пытается
присаживаться в возрасте до 6 месяцев. И все-таки делать этого не следует.
Сидеть ребенок должен только тогда, когда он может сесть самостоятельно и
самостоятельной выйти из этого положения. Этим он овладевает как раз на восьмом
месяце жизни. Если же вы к полугоду научили малыша сидеть, то это означает, что
в течение всего времени бодрствования нагрузка может оказаться вредной для
позвоночника, и может привести к его искривлению, недопустимо сажать ребенка,
еще не умеющего сидеть, в подушки, в креслице, в уголок кровати.
Разнообразные движения очень
полезны ребенку. Создайте обстановку, котораяспособствовала бы им: поставьте на пол низкий ящик, чтобы ребенок мог
влезть на него, приставьте низкий стул к дивану, что бы малыш мог залезать и
слезать с дивана. Конечно, хлопот вам прибавиться, ведь надо будет следить за
тем, чтобы малыш не упал и не ушибся.
Но если вы создадите простор, для
разнообразных движений, малыш очень быстро научится далеко ползать, вставать,
стоять и опускаться, причем опора нужна ему будет все меньше и меньше. Многие
детиначинают стоять без опоры тогда,
когда нужно сделать с игрушкой что-то двумя руками. Вначале это им удается лишь
на несколько мгновений, но удовольствие, которое они при этом испытывают
великои вот они уже вновь и вновь
отпускают перильца кроватки для того чтобы проделать что-то двумя руками.
А вот вставать и опускаться без
опоры ему намного сложнее и умение это складывается намного позднее, почти к
году. Но иногда можно видеть, как малыш, не умеющий еще устойчиво стоять,
пытаясь встатьна ноги без опоры: сперва,
встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, стоит мгновение, быстро
теряет равновесие, и, покачнувшись, опускается вниз. Опять встает, опускается,
встает – и так несколько раз подряд.