Ребенок последних месяцев первого
года жизни легко устанавливает связь между случайно выполненным движением и
результатом, который он получил. Он стремится вновь получить тот же результат –
и осваивает новые действия.
Малыш этого возраста любит
звучащие игрушки и предметы. Он гремит мелкими игрушками, сложив их в коробку;
нажимая на формочку, двигает ею по полу, с удовольствием открывает и закрывает
скрипящую дверцу.
Ребенок сам, без помощи
взрослого, начинает вынимать предметы, открывать коробки, дверцы, снимать
кольца пирамидки. Освоить противоположные действия – вложить, закрыть, надеть –
ему сложнее. Надо ведь не только понять, что меньший предмет вкладывается в
больший, кольцо надевается на стержень, крышкой можно закрыть коробку, но и освоить
новые манипуляции.
Ими малыш овладевает в этом
возрасте обычно с помощью взрослых. Сперва, вызывая ребенкана подражание, ему показывают несколько раз,
как открыть или закрыть матрешку приговаривая: «Открыл, а теперь закрыл». Если
подражание не получается, можно дать ему матрешку, неплотно закрыв ее. Ребенок
берется за верхнюю часть, но взрослый продолжает держать основание матрешки, и
поэтому в руках у малыша оказывается верхняя ее половинка; тогда взрослый
говорит: «Открыл! А теперь закрой!» - и с этими словами немного приближает
основание матрешки к ее верхней половинке, находящейся в руках малыша, и
помогает ему закрыть ее.
Если среди игрушек имеются
различные открывающиеся предметы: коробки разных форм и величин, матрешки,
грибки – то ребенок вначале пытается использовать и неподходящие по форме или
размеру крышки. Но неправильно подобранная крышка или плохо закрывает коробку
или проваливается внутрь, что ребенка не удовлетворяет, он пробует вторую,
третью и т.д., пока не найдет нужную. Постепенно он учится хорошо различать
коробки и крышки, уверенно выбирает нужную ему и каждую коробку закрывает
соответствующей ее величине и формекрышкой.
Точно так же, научившись
накладывать один кубик на другой, ребенок вначале стремится поступать также и с
другим предметами (например, с шариками) но вскоре начинает понимать, что так
складывать можно только кубики, кирпичики, дощечки, т.е. вещи определенной
формы.
К концу года появляется
интересная особенность: манипуляции как бы переносятся с одного предмета на
другой, совершенно новый, с которым раньше ничего подобного малыш не делал.
Скажем, он научился открывать и закрывать матрешку, теперь он может проделывать
с матрешкой другого размера.
Вот характерное наблюдение.
Девочка берет барабанную палочку и толкает ей небольшой шарик: шарик
укатывается. Она подползает к нему и снова толкает, и так много раз. Когда
шарик укатился под стол, девочка, увидев, лежащую на боку круглую коробочку,
ударила по ней так, что она покатилась, затем подползла к мячу и тоже дарила по
нему палочкой. Так в ходе переноса способа действия складывается способность
обобщать.
Познакомившись с устойчивыми
свойствами предметов, ребенок находит почву для решения первых мыслительных
задач. Когда малыш в возрасте около года начинает устанавливать простейшие
связи между предметами, между свойствами предметов. Это означает, что он
выполняет мыслительное действие. Напомним лишь, что протекает оно в
наглядно-действенной форме, его невозможно «оторвать» от практического
действия, от чувственных впечатлений, которые получает малыш.
Попробуйте дать такую
мыслительную задачу десятимесячному ребенку. Усадите его на стульчик, а на стол
перед ним положите мячик – так, чтобы он не мог достать его рукой. Малыш
тянется к мячу, вопросительно смотрит на вас. Привяжите к шарику ленточку – она
в пределах досягаемости малыша. Он тотчас потянет за нее и шарик окажется в его
руках. Повторите эту игру несколько раз, меняя цвет ленточек, кладя разные
игрушки. Если малыш решает такие задачи хорошо, дайте ему более сложную: в
пластмассовуюневысокую чашку посадите
птичку, маленькую матрешку, сквозь ручки чашки пропустите ленточку, а оба ее
конца положите на стол перед малышом. Чтобы достать чашку – а вместе с чашкой и
игрушку, надо потянуть за оба конца ленточки сразу. Ребенок последнего месяца
первого года жизни такую задачу уже сможет решить самостоятельно, но, если ему
будет трудно, покажите сами, как это делается – и он повторит ваше действие.
Итак, к концу своего младенчества
ваш ребенок подходит физически окрепшим, вставшим на ноги, научившимся понимать
многоев человеческой речи, овладевшим
довольно сложными действиями. В нем пробуждается стремление к
самостоятельности, у него сложились кое-какие привычки. Окружающий мир
приобретает в его глазах все большую определенность.
Год не прошел даром. Малыш
подготовился к усвоению многих видов общественного опыта, которое предстоит ему
на протяжении следующих двух лет в раннем детстве.