Массаж является одним из видов
пассивной гимнастики, он содействует расширению кровеносных и лимфатических
сосудов и улучшает циркуляцию крови и лимфы, усилению функции потовых и сальных
желез, удалению отмирающих слоев кожи – эпидермиса. Кожа становиться упругой и
эластичной, повышается ее сопротивляемость механическим, температурным и другим
воздействиям окружающей среды. Массаж укрепляет опорно-двигательный аппарат
ребенка, повышает тонус мышечной системы, эластичность и сократительную
способность мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата.
Массаж и гимнастику можно делать
с 1,5-2 месяцев жизни ребенка (ежедневно в часы бодрствования, спустя 30-40
минут после кормления или за 20-30 минут до, если ребенок находиться в
спокойном, бодром состоянии).
Массаж и гимнастику проводят в
хорошо проветренном помещении при температуре воздуха +20 +22ºС, а в летнее
время на воздухе в тени при температуре + 22ºС. Занятия проводятся на столе,
покрытом байковым одеялом, небольшой клеенкой и пеленкой; руки взрослого должны
быть чистыми и сухими. В самом начале занятия, когда ребенок только привыкает,
раздевать его надо постепенно. Спустя 3-4 дня ребенка раздевают полностью и он
одновременно получает воздушные ванны. Массажи гимнастические упражнения проводятся осторожно, мягко, без усилия и в
медленном темпе, так как у грудного ребенка кожа, мышцы, связки и костная
система еще очень нежны. Применять тальк или крем при массаже не рекомендуют,
так как они засоряют поры кожи ребенка. Во время занятий старайтесь поддерживать
у ребенка хорошее настроение, разговаривайте с ним.
Примерный комплекс упражнений для
детей 1,5 – 3 мес.
В возрасте до 3 мес. у ребенка
отмечается повышенный тонус мышц – сгибателей рук и ног и выявляются некоторые
врожденные рефлексы, поэтому проводиться только поглаживающий массаж, так как
он способствует расслаблению мышц.
Примерный комплекс упражнений для
детей 3-4 мес.
В этом возрасте у ребенка исчезает
повышенное напряжение мышц – сгибателей рук и устанавливается равновесие между
мышцами – сгибателями и разгибателями, что дает возможность вести пассивные
упражнения для рук.
Пассивные упражнения выполняются ребенком
со значительной помощью взрослого, но влияние их на организм также велико.
Постепенно их заменяют активными с помощью взрослого, а затем полностью
активными.
После 3 мес. кроме поглаживающего массажа
вводятся и другие приемы: растирание и разминание.
Примерный комплекс упражнений для
детей 4-6 мес.
В возрасте 4-5 мес.
устанавливается равновесие между мышцами – сгибателями и разгибателями ног,
появляются новые произвольные движения. С укреплением шейных мышц к 4 мес.
более четко проявляются некоторые рефлексы положения: разгибание и сгибание
туловища на весу с поддержкой. С 4 мес. вводятся несложные активные и пассивные
упражнения для мышц туловища и конечностей.
Примерный комплекс упражнений для
детей 6-9 мес.
При построении комплексов гимнастики и
массажа учитываются новые двигательные умения у ребенка, следят за усвоением и
закреплением имеющихся навыков и на основании этих данных усложняют и расширяют
комплекс. Это осуществляется за счет введения новых упражнений, большей частоты
их повторений.
В возрасте от 6 до 9 мес. используются
активные движения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию.
Примерный комплекс упражнений для
детей 9-12 мес.
У детей в возрасте 9-12 мес.
отмечается значительное развитие активных согласованных движений,
подготавливающих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе.
В связи с этим, некоторые физические
упражнения даются из исходного, вертикального положения, ряд упражнений ребенок
уже может выполнять по просьбе взрослого. Для стимуляции большей активности
ребенка и его заинтересованности можно использовать простейшие приспособления –
кольца, палочки.
В этом возрасте основные виды
массажа снимаются, но желательно оставить массаж спины и живота.