Из того факта, что в поведении новорожденного ребенка мы
обнаруживаем полезные реакции, нетрудно заключить, что многие нервные клетки и
связывающие их волокна готовы получать раздражения из внешней среды и отвечать
за них.
Многие – но далеко не все.
Каждой матери знакома такая картина: малыш, накормленный и
уложенный на сухую пеленку- не лежит
спокойно – его ручки-ножки совершают беспорядочные движения, пальцы рук то
сжимаются в кулачок, то разжимаются, глаза «бегают», лобик морщиться, выражение
лица меняется.
У многих новорожденных отмечается и повышенная возбудимость.
Онвздрагивает не только от внезапных
звуков и яркого света, но и тогда, когда малыш просыпается, когда мы
перекладываем его с одного места на другое.
Беспорядочные движения малыша и его легкая возбудимость-
свидетельства того, что процессы торможения еще слабы, и возбуждения как бы
разливаются по всей коре головного мозга.
Вес мозга новорожденного составляет в среднем четвертую
часть веса мозга взрослого человека.
Количество клеток в мозге новорожденного то же, что в мозге
взрослого (15 миллиардов), но сами клетки еще не достаточно развиты. Уже после
рождения происходитинтенсивное развитие
формы и величины клеток коры, особенно в его лобной части. В первые месяцы вес
мозга увеличивается приблизительно на 30 грамм.
В нормальных условиях новорожденный обеспечен достаточным
количеством зрительных и слуховых впечатлений (сенсорной информацией),
доставляемых ему взрослыми.
Сон и бодрствование у малыша первоначально мало чем
отличаются друг от друга: даже во время сна можно наблюдать постоянные
движения, которые мы наблюдаем во время бодрствования, а бодрствования похожи
на сон – ребенок как бы дремлет. Но постепенно, в течение месяца, накапливаются
новые приметы. Связаны они с тем, что у малыша развиваются еще два вида
сосредоточения – слуховое и зрительное.
Примерно в то же время ребенок начинает следить глазами
замедленно движущимися предметами.
Вскоре малыш откроет, что у него есть ручки.
Уже вскоре после
рождения, ребенок, взятый на руки в положение обычное для кормления, начинает
искательные движения головой, раскрывает рот и начинает сосательные движения.
В конце первого - начале второго месяца ребенок начинает
выделять взрослого из окружающей обстановки. Примерно в то же время возникает
первая улыбка, так радующая близких. Ведь до сих пор он был способен лишь на
выражение недовольства.
С чем же связаны первые положительные эмоции? Отмечено, что
само по себе удовлетворение органических потребностей их не порождает, а лишь
снимает отрицательные эмоции. А вот радуется малыш, только от общения со
взрослым.
Постепенно у ребенка вырабатывается особая реакция,
обращенная к взрослому. Ее называют комплексом оживления. Это и в самом деле
комплекс – мы наблюдаем, как ребенок останавливает взгляд на лице склонившегося
над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ножками иручками и издает тихие звуки.