К концу первого года своей жизни,
ребенок начнет произносить первые осмысленные слова. Сколько радости вызовет
простое слово «мама», обращенное к ней! Но прежде, чем малыш окажется способным
сказать его, причем сказать осмысленно, он должен пройти большой путь, и,
конечно же, с вашей помощью.
Уже в первом полугодии жизни,
когда общение взрослого с малышом почти всецело остается чисто эмоциональным,
закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно
произносимых и понимаемых слов.
Когда мы говорили об организации
ухода за малышом, мы не случайно несколько раз обращали внимание на то, что
надо разговаривать с ним, когда вы его переодеваете, купаете, кормите.
Разумеется, это важно потому, что создает радостный и ласковый эмоциональный
тон в вашем общении с малышом, тон, который он улавливает и на который
реагирует. Но не только поэтому – не умея еще произносить звуки, ребенок
прислушивается к вашей речи, он начинает чувствовать, что это к нему
обращаются, в нем рождается желание ответить. Поэтому совершенно неправы те
родители, которое не придают значение ранним разговорам с младенцем, не веря в
то, что дети понимают о чем с ними говорят.
«Уроки подражания».
Ужев 2-3 месяца малыш начинает
«разговаривать» в те моменты, когда он спокоен. Пока что, это неясное
бормотание, в котором можно услышать нечеткие звуки – чаще всего отрывистые и
гортанные АА, ГА, ГИ, КХЫ. Затем, с 4 месяца, они становятся более протяжными –
А-А, О-О, А-ГА, А-БУ. Это значит, что младенец вступил в стадию «гуления».
Спустя некоторое время вы
обнаружите, что ребенок способен и на то, что довольно образно определяется как
лепет: он начинает выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их:
МА-МА, ПА-ПА, ГА-ГА-ГА…
Поддержите, постарайтесь развить
это звуковое умение малыша. Вы еще не можете научить его подражать тем звукам,
которые есть в вашей взрослой речи, но вы можете научить его повторять за вами
то, что может произносить он сам. «Ба-ба-ба», - лепечет малыш. Взрослый
подхватывает эти слоги. После небольшой паузы, он слышит их снова от малыша.
«Игра-перекличка» полезна для
развития подражания, речевого слуха, звукопроизношения. Лучшее время для такой
игры – спустя час после того, как малыш проснулся. Непременное условие –
хорошее настроение, как малыша, так и взрослого. Произнося звук, стремясь вызвать
его повторение – малыш должен хорошо видеть ваше лицо. Ведь он не только
слушает вас, но и следит за движением ваших губ.
Начинать следует с простого:
произносим для начала простые звуки – А-А-А, У-У-У. эти и другие звуки следует
чередовать, для того чтобы малыш учился переключать движения органов речи.
Потом наступает черед подражания отдельным слогам, их повторения и чередования.
Не следует перегружать свою речь во время «уроков».
Месяцам к 10 умение подражать
усовершенствуется, и он будет повторять за вамии те звукосочетания, которых в его лепете не было раньше.
Может ли лепет сам по себе
превратиться в речь? Нет.
Ребенок сам не составляет слова
из слогов, образующих лепет, таких как МА, БА, ПА, ДЯ; ребенок сам не
составляет слова, которые стали бы обозначением близких людей – МАМА, ПАПА,
БАБА, ДЯДЯ. Именно взрослые составляют те слова и учат ребенка произносить их,
называть ими маму, бабушку, папу.
«Естественных» слов, которые
рождались бы у малыша независимо от того, учат его этим словам или нет, не
существует.
Это не значит, что малыш не
участвует в создании своих первых слов. Роль его заключается в том, что он
предоставляет нам, взрослым, «строительный материал». Запас звуков у ребенка
богат, среди произносимых им звуков есть те, которые похожи на звуки языка, на
котором говорят окружающие его люди и который станет его родным языком. Есть и
такие, которые похожи мало или совсем не похожи.
Взрослые. Строя первые слова
малыша, берут из лепета только те, которые входят в звуковой состав языка. Их
развитый речевой слух, уже вполне сложившийся, сформировавшийся в соответствии
со звуковыми нормами родного языка, прилаживает эти звуки к тем, которые есть в
их взрослом языке. Обучая малыша речи, мы возвращаем ему взятые из его детского
лепета и гуления звуки и звукосочетания, так сказать во втором издании,
переработано, дополненном и сокращенном… когда малыш слушает взрослого и
подражает ему, он не просто воспроизводит свой лепет в первозданном виде, он
понемногу усваивает правильноепроизнесение звуков, звукосочетаний и слов…