К полутора годам малыш обычно
произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие
согласные звуки, а так же звук й.
Многие из согласных звуков произносятся смягченно дяй, вместо дай. Отчетливость
произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово
состоит из двух открытых слогов (после согласного идет гласный мама, Вова…), то малыш произносит его
правильно. Если же слово состоит из трех и более слогов, то ребенок часто
заменяет одни слоги другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина – ашина,
вместо велосиде - асипед). Пропускается звук и в том случае, когда два
согласных стоят рядом (второй
произносится как тоой, коёй, дверь,
как вей).
Знакомя малыша с новыми словами,
обращайте внимание на твердость произнесения согласных звуков. Для этого
полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся,
взрослый говорит ребенку – Это гусь. Он кричит: ГА-ГА. А теперь ты скажи, как
кричит гусь. Если малыш будет ошибаться и произносить звук мягко -гя-гя-гя, поправьте его.
Общая смягченность речи
характерна и для третьего года жизни. Мягкие звуки еще отсутствуют и заменяются
более легкими для произношения. Так, шипящие звуки (ш, ж, щ, ч) нередко
заменяются мягкими свистящими звуками: сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок),
иногда вместо звука Ч ребенок может произносить звук ТЬ – тясы (часы) . Твердые
свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки) , согласные р, л, рь отсутствуют или заменяются звуками ль, й, - ыба-рыба, двель-дверь, гия-гиря.
Внимание к правильному
формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к
содержательной ее стороне. Обращайте внимание малыша на то, как правильно
произносятся слова, требуйте от него выговаривать слова и фразы четко, внятно.
Конечно, несовершенств речи
впоследствии (на 4-6 году жизни), как правило, постепенно исчезают сами собой,
по мере того, как ребенок, постоянно слыша правильную речь взрослых,
прилаживается к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако, малышу нужно
помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в
названиях которых есть тот или иной звук, непроизносимый или неправильно
произносимый ребенком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука
(ж-ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш-ш) и т.п.
Когда детям читают народные
песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это прежде всего
важно для ознакомления детей с художественным словом. Но, вместе с тем, это
способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и
песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность
«поиграть» звуками.
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко.
Здравствуй солнышко
Колоколнышко!
***
Чики-чики, чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки.
***
Ай, ду-ду, ду-ду,
ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу –
Во серебряную.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки
блестели,
Чтобы щечки краснели
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Нередко взрослые подражают
несовершенной речи ребенка, заимствуют у него неправильно произносимые слова:
«Ах, ты мой теньцик, далягой (птенчик дорогой)» и т.п. Делать этого не следует.
Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребенка, тем более, что он
сам теперь уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других
людей и даже, в какой-то мере, понимать, осознавать недостатки своей речи, свое
неумение.
Это внимание ребенка к
особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношения слов и
помогает ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтому, важно,
чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребенком, следили за четкостью,
ясностью своей речи, за ее темпом, так как в убыстренной речи, при небрежном
произношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки (и гласные
и согласные) значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и
выпадают.