В этот период жизни малыша
сохраняют свою силу главные требования: укладывать малыша в одно и тоже время,
не перевозбуждать его перед сном, использовать свежий воздух, как наилучшее
«снотворное». Но в поведении ребенка второго и третьего года жизни есть
особенности, которые прямо или косвенно влияют на то, как он засыпает и спит.
Теперь перевозбуждатьмалыша перед сном могут не обязательно
подвижные игры, но и любой активный контакт со взрослыми, тем более, что они
так охотно разговаривают с ним, играют – с каждым днем он становится все
забавнее и понятливее. Лучше дать малышу возможность поиграть перед сном оному,
и, естественно, не с мячом и заводными игрушками.
Сама процедура укладывания должна
стать для малыша привычной, как можно более однообразной; желательно, чтобы
спать его укладывал один и тот же человек. Спокойный, ласковый «умиротворяющий»
тон взрослого помогает малышу уснуть крепко и быстро.
Порой, матери, укладывая спать
детей полутора-, двухлетнего возраста, рассказывают им, чтобы их успокоить одну
и ту же историю, например, про то, что все детки спят, и курочка спит, и рыбка
спит и т.д. Возможно, некоторым детям это помогает уснуть (они, как бы входят в
привычный ритуал засыпания), но вы должны быть готовы к тому, что это даст совершенно
противоположный эффект. Малышу чрезвычайно нравится слушать рассказ, он требует
продолжения, дополнительных деталей, он задает вопросы.
Порой, матери, укладывая спать
детей полутора-, двухлетнего возраста, рассказывают им, чтобы их успокоить одну
и ту же историю, например, про то, что все детки спят, и курочка спит, и рыбка
спит и т.д. Возможно, некоторым детям это помогает уснуть (они, как бы входят в
привычный ритуал засыпания), но вы должны быть готовы к тому, что это даст совершенно
противоположный эффект. Малышу чрезвычайно нравится слушать рассказ, он требует
продолжения, дополнительных деталей, он задает вопросы. Подает реплики – в
общем «разгуливается». Кроме того, не всегда удается уловить момент, когда
ребенок действительно заснул. Бывает, взрослый умолкает, полагая, что малыш
спит, и отходит от него. Но тот, оказывается только «почти заснул», лишившись
привычного раздражителя, он принимается его требовать и все начинается сначала.
С полутора лет ребенок может
принимать участие в приготовлениях ко сну. Обычно дети делают это с
удовольствием. Поначалу вам придется постоянно напоминать малышу о его
обязанностях: «Принеси стульчик и поставь его около кроватки, сними ботиночки,
поставь их под стульчик…»
Чем старше становится ребенок,
тем больше у него возможностей развлекать самого себя перед сном. Причем разные
дети ведут себя по-разному: одни много двигаются, другие лежат спокойно, но
что-то шепчут, двигая пальчиками, как бы играя. Разным должно быть и ваше
поведение. Если ребенок засыпает спокойно, но любит немножко поговорить перед
сном, попробуйте уходить из комнаты, когда он засыпает. Если же он много
двигается, лучше побыть рядом и попробовать угомонить его. Как? Опять-таки
по-разному. В одних случаях действует успокаивающе ласковый голос, в других –
предложение сделать что-то самому (Укройся одеялом, повернись на другой бок),
иногда на малыша производит впечатление ваше категорическое требование спать,
выраженное твердым, уверенным голосом. Вам самим придется присмотреться к тому,
что лучше действует на вашего ребенка, и выбрать соответствующий подход.
Можно подсказать ребенку, что
нужно сделать, чтобы скорее заснуть: «закрой глазки и тихо-тихо лежи»,
«повернись на бочок». Излишне напоминать вам, что сердитые окрики часто
производят обратное действие – они возбуждают ребенка и он, как ни старается,
заснуть не может.
Порой родители рассуждают так:
малыш подрос, нервная система его окрепла, теперь он должен быть менее
чувствительным к помехам во время сна. Конечно, привычка спать только в полной
тишине может когда-нибудь оказаться вредной. И вместе с тем, тишина в доме,
когда ребенок спит – пусть не полная , а относительная – должна обеспечиваться
неукоснительно. Неяркий свет, тихие разговоры, совсем негромкий звук приемника,
но не более.