Меню Сайта


Меню Сайта


Меню Сайта

1-3 [34]







Главная

Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS

Клуб Любящих Родителей



Воскресенье, 05.05.2024, 21:43

Главная » Статьи » От года до трех »

1-3


«… и многое может сказать» (продолжение)

Речевые задания с уже определенной формой высказывания уместны в общении с детьми до двух лет. Более старшим детям нужно давать задания в более общей форме: «Подойди к бабушке и попроси достать твою шапочку», «Попроси у бабушки свою шапочку».

Речевые задания могут даваться и для того, чтобы ребенок обратился к взрослому, и для того, чтобы он обратился к другому ребенку или к нескольким детям.

Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы: «Где? Какой? Куда?» и т.д., употребляя сложные предложения. Например, ребенку предлагаю спросить у взрослого: «Спроси у Натальи Петровны, куда она положила новую книжку». Ребенок может задать вопрос различными способами («Куда вы положили новую книжку», «Вера Ивановна спрашивает, где новая книжка» и т.п.) и это будут или вопросы или сложные предложения с союзными словами «куда», «где» и т.д.

Важная роль таких речевых заданий и устных рассказов в развитии речи малышей вовсе не означает, что рассматривание с детьми предметов, игрушек, картинок и чтение им книжек с иллюстрациями имеют второстепенное значение. Наглядность, непосредственное ознакомление детей с предметами и явлениями окружающего мира, с происходящим вокруг событиями остаются прочной основой обогащения знаний и представлений детей. Без такого обогащения, связанного  с усвоением новых слов, которые закрепляют, сохраняют в памяти эти знания и представления, ребенку просто не о чем  будет рассказывать. Не существует речи без смысла, без мысли, а истоки мысли – в непосредственно, чувственном познании окружающего, в восприятии, ощущениях.

Уже детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки, но и картинки сюжетные, на которых изображено, какое-нибудь событие. Не третьем году возможности детей в рассматривании картинок увеличиваются, однако, дети не предоставляются самим себе – руководить рассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображенного, раскрывает последовательность действий, задает детям вопросы…

Предметная картинка кажется очень простой: нарисована кукла, собака, флажок, зайка, мячик… казалось бы, не очень много можно извлечь из нее для того, чтобы развивать речь ребенка. Он вспомнит, как называется то, что изображено на картинке, назовет. Это, конечно, важно. И, если изображен новый предмет, малыш познакомится с ним и усвоит новое слово. Это тоже важно. Но на картинке нельзя изобразить предмет вообще: собаку вообще, мячик вообще. Мячики бываю синие, зеленые, красные. Собаки тоже разные: с большими висящими ушами, с ушами торчащими, гладкие и лохматые, злые и добрые. На все детали изображения можно обращать внимание ребенка и задавать соответствующие вопросы.

Мячик можно нарисовать один, чтобы не было на картинке ничего лишнего. И тогда это будет просто мячик, который нигде вроде не лежит, не прыгает, ни катится – ничего не делает. А вот ничего не делающую собаку нарисовать невозможно. Собака на картинке или лежит, или сидит, или бежит, или лает. Поэтому, показывая ребенку картинку, можно спрашивать и о названии того, что изображено, и задавать вопрос: «Что делает?»

Особенно разнообразными могут быть вопросы, если на картинке изображен человек. Здесь большой простор для обогащения словаря детей, для формирования умения правильно строить простые предложения. Так, рассматривая картинку, на которой нарисована девочка, и отвечая на вопросы, ребенок называет предметы одежды девочки, цвет платья, туфелек… Разнообразие вопросов и ответов увеличивается, если девочка изображена сидящей на стульчике, лежащей в кроватке…

До середины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы: «Где сидит?», «Где лежит?» способствуют закреплению использования предлогов в речи и не только в отношении преодоления пропусков, но и в отношении  правильности употребления. Сравните, например, словосочетания «лежать в кроватке» и «лежать на диване» и  попробуйте переставить предлоги: «лежать на кровати», «лежать в диване». Последнее невозможно, а лежать на кровати можно. Смысл совсем иной.

Предметные картинки, на которых изображены именно предметы, а не живые существа, годятся не только для того, чтобы обогащать речь детей словами, обозначающим предметы,  их свойства и качества. Взрослый показывает малышу картинку (синий мяч) и спрашивает: «Что это?». Едва ли малыш ответит: «Синий мяч». Скорее он скажет: «Это мячик» или просто «Мячик». Следующий вопрос взрослого: «Какой? Какого цвета?» Ответ: «Синий».

А затем наступает важный момент: изолированные реплики ребенка нужно соединить вместе, чтобы дать ему образец более полного ответа. Но как соединить? Ведь можно сказать и «синий мячик» и «мячик синий». Присмотримся, прислушаемся к этим сочетаниям слов, вдумаемся в них. «Синий мячик» - это простое название предмета, это его название, обозначающее, включающее одно из его свойств. «Мячик синий»  - это уже не просто название предмета, пусть даже содержащее в себе обозначение какого-то его признака, это суждение о предмете. Такое суждение, которое мы высказываем, когда говорим: «Собака лежит», «Птица летит».

Поэтому, если мы ограничиваем свою задачу, тем, что учим малыша различать и называть  разные цвета и свойства предметов, можно сказать: «Да, это синий мячик». Но можно сказать и по-другому: «Да, это мячик. Мячик синий». Вроде бы небольшое различие, но оно существенно. Ведь здесь мы даем ребенку образец построения связного высказывания. В самом деле, здесь последовательно высказываются два суждения: «Это мячик» и «Мячик синий». И второе не просто следует за первым, оно тесно с ним связано, вытекает из него. В первом, предмет выделяется из многих других: это мячик, а не что-нибудь другое. Во втором – это выделенный, названный предмет характеризуется по одному из его свойств, в данном случае – по цвету. Это очень простой, элементарный случай связного высказывания, зачаток связной речи, но она и развивается у ребенка постепенно, от простых форм к сложным.

Мы подробно говорим о предметных картинках не потому, что их использование для развития речи ребенка важнее, чем использование картинок сюжетных. Мы хотели показать, что простое средство может принести большую пользу. Сюжетные картинки,   без сомнения, дают больше возможностей для развития речи детей третьего года жизни. На них изображено много разных предметов, действий, качеств, которые ребенок должен назвать. А главное, на них изображено какое-то событие, и малыш, с помощью взрослого, отвечая на его вопросы, учится последовательно, связно о нем рассказывать. Сейчас, на третьем году жизни, это лишь начало основы формирования умений связной речи. Более обстоятельно работа над связной речью проводится, начиная со следующего, четвертого года жизни малыша, когда намного обогатится его словарный запас и он усвоит главные правила грамматики родного языка, а также его «звуковые» правила.

 

Категория:

1-3

Добавил: belena (01.09.2009)
Просмотров: 734 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz