Есть дети чрезвычайно подвижные. Однако часто их движения
хаотичны и нецелесообразны: ведь неокрепший и плохо координированный аппарат
движений еще просто не может обеспечить всех их устремлений. Малыш стремится,
как можно быстрее добежать до мамы, он мчится, вытянув ручки, но не успевает
поднимать и переставлять ножки, и падает. Он поднимается по лестнице, но не
успевает подтянуть ножку за туловищем на следующую ступеньку и повисает на
руках. Таким детям необходимо показывать нужное чередование элементов движений,
их последовательность.
Физическое совершенствование детей от года до трех лет
происходит в основном во время игры. А надо ли вводить специальные физические
упражнения, и с какого возраста начинать? Начинать надо с первого года. Но надо
помнить, что эти упражнения должны быть для ребенкаигрой. Вы «подманиваете» малыша яркой
игрушкой, и он делает несколько шагов к вам; бросаете на пол мячик, и он
стремится толкнуть его ногой. В игре отнимаете или не даете ему игрушку, и он
развивает навыки хватания, напрягает руки и весь плечевой пояс; наклоняется с
лопаткой в песочнице – и учится поддерживать равновесие при приседании.
С 1,5-2 лет вводится новый комплекс специальных упражнений.
В него включаются упражненияв ходьбе с
препятствиями (перешагивание через кубики, палки, веревки, лежащие на полу),
перешагивание через палку или веревочку, поднятую на высоту 10-20 см от пола (в
зависимости от возможностей малыша), влезание на лесенку или наклонную горку,
бросание маленьких мячей в цель, ловля мяча большого размера, приседание с
поддержкой за ручки. Упражнения проводятся в течение 10-15 минут. Если ребенок
весел и деятелен, можно продолжить занятия, начал отвлекаться и хныкать- следует прекратить. Лучше, когда занятия
проводятся с несколькими детьми одновременно.
Пока ребенок спит два раза в день, лучшее время для занятий
– после первого дневного сна (примерно между 13-14 часами). Когда ребенок будет
спать один раз в день – занятие непосредственно после дневного сна.
Перед занятием комнату надо проветрить! При первой же
возможности занятия перенести на свежий воздух.
Часто возникает вопрос: стоит ли детей раннего возраста
обучать каким-либо специальным спортивным навыкам, например плаванию. Вероятно,
лучше подождать. У малыша еще не сформировались полностью, как мы уже говорили,
изгибы позвоночника, довольно слабы мышцы спины, весьма подвижны позвонки.
Слишком ранние и интенсивные нагрузки могут существенно нарушить осанку, вредно
сказаться на состоянии его здоровья.
Не рекомендуется также малышам виснуть на руках, прыгать с
большой высоты, поднимать значительные тяжести.
Кроме того, обучение трехлетнего ребенка какому-нибудь оному
виду двигательной деятельности за счет развития других движений (а еще хуже
раннего «натаскивания» его на овладение определенными спортивными навыками по
вкусу родителей ) делает его развитие односторонним.