Меню Сайта


Меню Сайта


Меню Сайта

1-3 [34]







Главная

Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS

Клуб Любящих Родителей



Среда, 08.05.2024, 00:20

Главная » Статьи » От года до трех »

1-3


«… и многое может сказать»

До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит  довольно медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их редко.

После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребенка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего – до 1200-1500 слов.

Речь малыша на первых порах мало похожа на речь взрослого, ребенок употребляет слова, которыми взрослые обычно не пользуются; такую речь называют автономной. Откуда же берутся автономные слова?

Во-первых, сами взрослые специально придумывают их для детей. Из поколения в поколение передаются такие слова, как ам-ам, няка, бяка, ав-ав… Взрослые считают, что они более доступны детям. (Надо заметить, что наряду с облегченными словами взрослые должны непременно употреблять и правильные их варианты. Тогда ребенок сможет перейти к правильному словоупотреблению без осложнений).

Во-вторых, ребенок искажает в своей речи настоящие слов, произносимые взрослыми. Малыш еще недостаточно хорошо слышит слово, и у него еще не сложилось в надлежащей мере аппарат произношения. Произнося слово, он невольно меняет его звуковую форму. Молоко он произносит как «моко», голова -  как «гова»… Обычно «страдает» середина слова. Ребенок воспроизводит ударный и первый слоги.

И, наконец, малыш и сам придумывает «автономные» слова, часто шутя и играя.

Если взрослые требуют от ребенка четкого произношения слов, поправляют их, то «автономная» речь быстро исчезает. Но бывает, что окружающие умиляются «своеобразию» словотворчества ребенка и даже подражают ему. Тогда становление правильной речи ребенка идет с задержками.

Итак, в середине второго года жизни в развитии речи ребенка происходит важный сдвиг: малыш начинает использовать накопленный к этому времени словарь в целях активного обращения ко взрослому. Появляются первые простейшие предложения. Их характерная особенность в том, что слова, которые  в них входят, употребляются в неизменной форме: «исё мако» (еще молоко), «мама бобо» (маме больно). Предложения включают два слова: 3-4 словные предложения появляются позже, к двум годам.

Пусть такая речь несовершенна по форме, по грамматической структуре. Но она сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. А это, в свою очередь, приводит к тому, что словарь малыша значительно обогащается. Ведь он уже хорошо подражает взрослому, услышанным словам, хорошо понимает обращенную к нему речь и может комбинировать в предложении вновь усвоенные слова со словами, усвоенными раньше.

Но главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребенок использует в своих предложениях (теперь уже зачастую 3-4-словных), приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка села», «лопатку баба дела (сделала)».

С этого времени и начинается важнейший этап овладения родным языком – овладение его грамматической составляющей. Усвоение грамматики происходит интенсивно, основные грамматические закономерности ребенок усваивает примерно к трем годам. Так, к этому времени он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами – на волка похож, под землю спрятался и т.п.), формы глаголов, сложные предложения  союзами (Форточка открыта, чтобы проветрилось).

К трем годам в словарь ребенка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные…), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.

Все это не означает, однако, что в дальнейшем ни самому ребенку, ни взрослым не придется потрудиться, совершенствуя владение языком. Ведь многие тонкости, трудности, исключения из правил ребенку еще предстоит усвоить. Кроме того, ребенок усваивает разговорную речь. А, поскольку в разговорной речи взрослых практически отсутствуют причастия и деепричастии (прыгающий, прыгая и т.п.), их нет пока и в речи ребенка.

Что же способствует развитию речи? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них – это задание повторить слово или произнести какой-нибудь звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные, когда ребенка просят, например: «Подойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне пожалуйста шапочку».

Почему такие задания полезны для развития речи?  Во-первых, потому, что взрослый дает ребенку образец речи, а не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно даже сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексически правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребенок учится сознательно, осознанно строить свою речь, пусть даже в очень элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам. В самом деле, когда мама говорит сынишке: «Принеси мне, пожалуйста, чашку» - и тот, спросив, какую (большую или маленькую и т.п.), идет выполнять эту просьбу, то ни мама, ни сын не задумываются над тем, как именно они говорят. Они осознают содержание речи, а не ее форму. А попробуйте-ка совершенно отвлечься от формы речи, когда ваше внимание специально обращают на то, как нужно сказать: «Пойди и скажи то-то».

 

(продолжение следует…)

Категория:

1-3

Добавил: belena (29.08.2009)
Просмотров: 666 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz