Меню Сайта


Меню Сайта


Меню Сайта

1-3 [34]







Главная

Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS

Клуб Любящих Родителей



Вторник, 07.05.2024, 14:43

Главная » Статьи » От года до трех »

1-3


Развитие речи

Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малыша.

Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом и общем развитии. С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботу о малыше, предупреждая каждое его желание, пока он не скажет, что ему надо.

Потребность ребенка в речевом общении со взрослыми должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать свои желания – и только в этом случае исполнять их.

С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающей среды, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.

Наблюдая развитие речи своего малыша, вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослого; во-вторых, складывается его собственная активная речь.

Было бы неправильно думать, что освоение речи имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную роль оно играет и для развития первых нравственных навыков. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького человека, наметилось различное отношение к хорошему и плохому, к красивому и к безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.

На каждом шагу дети встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и оценивают их определенными словами. Самые первые слова-оценки «Хорошо» и «Плохо» сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, которые усиливают действия этих слов. Сначала дети подражают взрослым и высказываются лишь по поводу того, что им хорошо известно, что прочно вошло в их, пока еще небольшой, жизненный опыт. Но, постепенно, они начинают расширять круг своих суждений. Бывает, и ошибаются. «Мама, у тебя некрасивая кофта – она грязная» - а кофточка на самом деле белая с черными пятнышками.

Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом «нельзя», либо словом «надо». Взрослые вводят и слово «можно», и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-либо.

Значительный скачок в общем развитии ребенка, связанный с овладением речи, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до 2 лет ребенок говорит мало, на третьем году он начинает говорить охотно и много. Он уже лучше понимает  речь окружающих людей, и это открывает широкие возможности для возникновения совершенно новых видов общения со взрослыми и со сверстниками.

Если ребенок на втором году жизни не говорит или говорит мало, значительном меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако, не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.

Если малыш «уже все понимает», ноне говорит, и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.

Но порой задержка в развитии речи может иметь очень серьезную причину, требующую немедленного вмешательства. Иногда взрослым просто не приходит в голову, что малыш плохо слышит, так как он отзывается на сове имя, реагирует на музыку и другие громкие звуки. Однако, это возможно и при сниженном слухе, мешающем ребенку отчетливо воспринимать звуки речи окружающих. Если ребенок второго года не говорит и имеются хотя бы незначительные намеки на то, что он недостаточно хорошо слышит, необходимо срочно обратиться  к врачу.

Отставания в развитии речи может иметь причиной и промахи родителей. Один из них – с ребенком мало разговаривают. Другой – излишняя словоохотливость взрослых. Среди обилия непонятных, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится.

Мы уже упоминали о том, что слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешают ребенку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, четко произнося звуки, не загромождая речь словами, недоступными пониманию ребенка.

Новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Нередко, дети в силу подражательности, свойственной их возрасту, удивляют взрослых «знанием» таких выражений, которым их никто не учил. Вместе с тем, эти дети могут  и не знать элементарных выражений, уже доступных их пониманию. Надо с самого начала приучать ребенка к тому, чтобы за словами и выражениями, которые он употребляет, стояло конкретное содержание.

 

 

Категория:

1-3

Добавил: belena (26.08.2009)
Просмотров: 641 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz