Раннее детство – исключительно
важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех,
восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.
Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом
в усвоении речи малыша.
Развитие речи побуждается
развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются
мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной
совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и
большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом и общем
развитии. С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и
тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботу о малыше, предупреждая каждое
его желание, пока он не скажет, что ему надо.
Потребность ребенка в речевом
общении со взрослыми должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную роль
играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать
ребенка внятно, по возможности ясно выражать свои желания – и только в этом
случае исполнять их.
С другой стороны, развитие речи
невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким
кругом предметов и явлений окружающей среды, без овладения действиями с вещами.
Это основа для усвоения значений слов.
Наблюдая развитие речи своего
малыша, вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется
понимание им речи взрослого; во-вторых, складывается его собственная активная
речь.
Было бы неправильно думать, что
освоение речи имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную
роль оно играет и для развития первых нравственных навыков. Эти оценки
усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое
общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького человека,
наметилось различное отношение к хорошему и плохому, к красивому и к
безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия
зрелого человека.
На каждом шагу дети встречаются с
тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и
оценивают их определенными словами. Самые первые слова-оценки «Хорошо» и
«Плохо» сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, которые
усиливают действия этих слов. Сначала дети подражают взрослым и высказываются
лишь по поводу того, что им хорошо известно, что прочно вошло в их, пока еще
небольшой, жизненный опыт. Но, постепенно, они начинают расширять круг своих
суждений. Бывает, и ошибаются. «Мама, у тебя некрасивая кофта – она грязная» -
а кофточка на самом деле белая с черными пятнышками.
Особое значение имеет речь для освоения
ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо
словом «нельзя», либо словом «надо». Взрослые вводят и слово «можно», и ребенок
начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-либо.
Значительный скачок в общем
развитии ребенка, связанный с овладением речи, становится особенно заметным
между двумя и тремя годами. Даже если до 2 лет ребенок говорит мало, на третьем
году он начинает говорить охотно и много. Он уже лучше понимаетречь окружающих людей, и это открывает
широкие возможности для возникновения совершенно новых видов общения со взрослыми
и со сверстниками.
Если ребенок на втором году жизни
не говорит или говорит мало, значительном меньше и невнятнее, чем его
сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако, не всегда подобные
тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении
наблюдаются индивидуальные особенности.
Если малыш «уже все понимает»,
ноне говорит, и при этом разумно играет, пытается подражать словам,
произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для
беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий взрослых. С
таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, давать поручения,
связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.
Но порой задержка в развитии речи
может иметь очень серьезную причину, требующую немедленного вмешательства.
Иногда взрослым просто не приходит в голову, что малыш плохо слышит, так как он
отзывается на сове имя, реагирует на музыку и другие громкие звуки. Однако, это
возможно и при сниженном слухе, мешающем ребенку отчетливо воспринимать звуки
речи окружающих. Если ребенок второго года не говорит и имеются хотя бы
незначительные намеки на то, что он недостаточно хорошо слышит, необходимо
срочно обратитьсяк врачу.
Отставания в развитии речи может
иметь причиной и промахи родителей. Один из них – с ребенком мало
разговаривают. Другой – излишняя словоохотливость взрослых. Среди обилия
непонятных, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится.
Мы уже упоминали о том, что
слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешают ребенку отчетливо
воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом надо говорить
не спеша, размеренно, четко произнося звуки, не загромождая речь словами,
недоступными пониманию ребенка.
Новые слова и выражения надо
вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Нередко, дети в силу
подражательности, свойственной их возрасту, удивляют взрослых «знанием» таких
выражений, которым их никто не учил. Вместе с тем, эти дети могути не знать элементарных выражений, уже доступных
их пониманию. Надо с самого начала приучать ребенка к тому, чтобы за словами и
выражениями, которые он употребляет, стояло конкретное содержание.