Меню Сайта


Меню Сайта


Меню Сайта

1-3 [34]







Главная

Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS

Клуб Любящих Родителей



Вторник, 07.05.2024, 21:30

Главная » Статьи » От года до трех »

1-3


Палка, палка, огуречик...

С того момента, как вы  дали малышу карандаш и бумагу, он, подражая действиям  взрослых, начал манипулировать с ними. Проводя карандашом по бумаге, он заметил, что карандаш  оставляет след. Так возникают каракули.

Если вы будете сохранять плоды «рисовальной деятельности» своего ребенка, то через несколько лет перед вами предстанет поучительная картина того, как постепенно развертывается его способность изображать то, что он видит.

Малыш достаточно быстро понимает, что карандаш предназначен для нанесения линий, и совершенствуется именно в умении использовать его. Самые первые каракули представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные, с одинаково слабым нажимом линии. Но, постепенно, движения ребенка становятся все более точными, а вместе с тем становятся все более разнообразными и каракули, которые он наносит на бумагу. Теперь малыш начинает разглядывать их, сосредоточивая свое внимание на них. Одни каракули нравятся ему больше, другие – меньше. Те, которые ему нравятся, он повторяет многократно. Начертит и замирает, рассматривая, что получилось. Потом снова чиркает карандашом по бумаге, стремясь повторить результат. И снова их рассматривает.

Возможно, ваш малыш не подпадает под общее правило, но чаще всего дети предпочитают повторять те каракули, которые четко выражены – прямые короткие линии, точки, галочки, линии, похожие на спирали.

Изображают ли что-нибудь каракули малыша? Увы, в них мы напрасно стали бы искать то, что похоже на изображение. Конечно, взрослые пытаются показать ребенку, как рисовать солнышко, мячик, спрашивают его, что он нарисовал. Но на втором году жизни, как правило, ребенок остается глух к таким указаниям взрослых. Он просто чертит каракули и доволен этим.

Перелом наступает тогда, когда малыш начинает связывать некоторые из своих каракулей с каким-то предметом или человеком. В бессмысленных сочетаниях линий для него вдруг неожиданно проступают очертания предмета. Эта новая возможность так привлекательная для ребенка, что он, энергично нанося штрихи, начинает напряженно ждать того момента, когда у него что-нибудь «нарисуется». Он узнает предмет в таких сочетаниях линий, которые имеют  с этим предметом лишь отдаленное сходство. В поисках сходства он увлекается настолько, что в одном рисунке видит сразу несколько изображений.

Постепенно у ребенка накапливается некоторый запас более или менее постоянных сочетаний линий, так называемых графических образов. Причем один графический образ изображает целый ряд предметов, имеющих порой весьма отдаленное, а порой и просто неуловимое сходство. Очень популярна у малышей замкнутая закругленная линия – она может прочитываться ребенком, как тетя, дядя или, как шарик.

Но все это только подступы к изображению предметов. Мы можем считать, что оно началось с того момента, когда малыш заявит нам, что он собирается нарисовать вот то-то и то-то. Учтите, что заявляя это , ребенок собственно, вовсе не намеревается изображать сам предмет (это ему еще не под силу) – на бумаге возникнет графический образ, который он привык соотносить с этим предметом, но совершенно порой не имеющий сходства с ним. Недоумевать по этому поводу не следует и не следует думать, что ваш малыш такой неспособный к рисованию. Это закономерный этап, который ребенок должен миновать. Он будет все меньше и меньше удовлетворяться своими рисунками, осознавать, что и взрослые не понимают, что же он изобразил. Поэтому он начнет применять доступные ему графические образы для изображения только тех предметов, которые имеют заметное сходство с ними.

Начинают поиски новых графических объектов. Но если для каких-то предметов этих образов нет, малыш отказывается их изображать, несмотря на настойчивые просьбы взрослых, предлагая взамен рисовать то, что он уже освоил. Мальчик категорически не соглашается изображать дом, человечка и птичку, но охотно предлагает: «Давай я нарисую лесенку». Вас не должно смущать, что у вашего ребенка снизится круг предметов, которые он рисует. Порой настолько сузится, что он будет рисовать изо дня в день что-нибудь одно.

Некоторые образы малыш находит сам, другие возникают из подражания образам, которые дает взрослый. Всем хорошо известен типичный для детей третьего года жизни рисунок человечка в виде головонога: кружочек с точками и черточками внутри – это голова, от этого кружочка отходят черточки – это туловище, руки и ноги. Конечно, этот графический образ возникает как подражание (в упрощенном виде) рисунку взрослого, построенному по принципу «точка, точка, запятая…»

«Творческий замысел» в рисовании решительно побеждает не сразу. До самого конца раннего детства можно наблюдать причудливое сочетание намеренности и случайности. Вот ребенок увлекся игрой с красками. Мажет бумагу и пытается осознать результат: «О, трава. Сейчас по ней пойдет человечек». Рисует головонога. Ставит красочные точки по всему полю листа – Это будут птички.

Видя, с каким увлечением малыши рисуют, мы порой не отдаем себе отчета в том, что рисование по замыслу – вещь для них сложная, требующая немалых усилий. Ведь надо поставить цель, выполнить рисунок. Следя при этом за тем, чтобы получилось именно то, что задумали. Не удивительно, что творческие порывы будут сменяться отказом даже закончить то, что начал.

Бывает, что при отсутствии помощи и поддержки взрослого дети надолго задерживаются на стадии узнавания каракулей, доводя свои рисунки до своеобразного совершенства, создавая очень сложные сочетания линий, каждый раз новые. Вот ребенок, который так и не мог научиться рисовать по замыслу до пяти лет. Всякий раз, когда он садился рисовать, он говорил: «Сейчас посмотрим, что получится» - в какой-то момент причудливое сплетение линий вызывало у него некий образ, он давал рисунку название, дополнял его. Нов некоторых своих каракулях он, настолько ни напрягался, увидеть ничего не мог; тогда он с огорчение констатировал: «Ничего не получилось».

Поэтому вывод может быть один: мало дать ребенку бумагу, карандаши и краски. Мало научить его «технике» рисования – как держать карандаш, как проводить линии. Мало даже способствовать развитию его восприятия, научая различать формы, цвета, размеры. Надо еще обращать внимание на то, как складываются у малыша именно графические образы предметов, помогать ему накапливать запас этих образов, показывая, как нарисовать дорожку или мячик, солнышко или елочку.

Категория:

1-3

Добавил: belena (21.08.2009)
Просмотров: 683 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz