Что касается употребления орудий,
то ребенок знакомится, конечно же, с самыми простыми из них – ложкой, чашкой,
лопаткой, карандашом. Но хоть и просты эти вещи, это все-таки именно орудия.
Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей руки в
зависимости от их устройства.
Последите, как ребенок постигает
умение пользоваться ложкой. Она устроена так, что, зачерпнув ею пищу, мы должны
поднять ее вертикально, не наклоняя, а уж потом отправить в рот. Но ведь «невооруженная»
рука, несущая пищу, действует совсем иначе – по прямой линии прямо ко рту.
Значит, движение руки, в которую попадает ложка, должно перестроиться.
Это орудийное действие ребенок
сразу усвоить не может. Сначала ложка служит ему лишь продолжением руки. Он
захватывает ее в кулачок, как можно ближе к углублению (даже влезая в него
пальчиками) и, зачерпнув при помощи взрослого пищу, косо несет ее ко рту (так
он нес бы пищу, если бы у него в руках небыло ложки). Все внимание его устремлено не на ложку, а на пищу.
Естественно, значительная часть того, что было в ложке, выпадает или
разливается – «а в рот не попало».
И лишь постепенно малыш начинает
улавливать связь между тем, чем он действует (ложкой), и тем, на что действие
направлено (пищей). Но, как знает каждая мать, успеха он будет добиваться
сначала от случая к случаю, и пройдет не так уж мало времени, пока рука не
приспособится в достаточной степени к свойствам ложки – возникнет орудийное
действие.
Такие действия в раннем возрасте
остаются во многом несовершенными, в дальнейшем они еще должны отрабатываться.
Но важнее другое – ребенок усваивает сам принцип употребления орудий. Это
происходит и тогда, когда он учится копать совочком или лопаткой песок, и
тогда, когда он чиркает карандашом по бумаге. Вот почему так полезны
игрушки-орудия, которые вы постараетесь дать малышу – деревянный молоточек, с
помощью которого можно забивать в песок деревянные колышки. Вы будете поощрять
такие игры-занятия, в которых ребенок становится перед задачей использовать
подходящие предметы в качестве простейших орудий («подручные средства») для
того, чтобы добиться желаемого: достать далекий предмет палкой, выловить
черпаком шарик из банки с водой, пододвинуть палочкой колечки, которые лежат на
средине стола и которые не достать рукой.
Помните, что действия с
предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние на интеллектуальное
развитие ребенка.