Меню Сайта


Меню Сайта


Меню Сайта

1-3 [34]







Главная

Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS

Клуб Любящих Родителей



Среда, 08.05.2024, 01:42

Главная » Статьи » От года до трех »

1-3


Постигая мир вещей (продолжение)

От чего зависят особенности разных действий? Прежде всего от того, каковы сами предметы.  Сравните вещи, которыми пользуются в обиходе, и игрушки. Способ употребления одежды, посуды, мебели всегда однозначен, строго определен. С игрушками же можно обращаться гораздо свободнее. Правда существуют игрушки, которые созданные специально для того, чтобы с ними выполнялись совершенно определенные действия, среди них пирамидки, матрешки.  Согласитесь, они отличаются от тех игрушек, которые можно употреблять в игре по-разному – кубики, мячи. Организуя занятия с детьми, игры, знакомя их с разнообразным миром вещей, учитывайте, что для психического развития малыша наиболее важно овладеть действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен.

Но и сами эти способы отличаются друг от друга. Действие может быть простым (чтобы открыть дверцу шкафа, надо потянуть за ручку), а может быть и сложным, требующим учета и свойства  предмета, и того, как он связан с другими предметами (в случае, когда надо выкопать ямку в песке совочком). Понятно, что те действия, которые предъявляют большие требования к психике, более полезны для ее развития.

Психологи считают особо значимыми для развития ребенка в раннем детстве так называемые соотносящиеся и орудийные действия. Нам не мешает составить о них представление – это поможет правильному подбору игр и занятий с малышом.

Вы помните, что еще в младенчестве ребенок манипулировал с двумя предметами – складывал их, пытался нанизать друг на друга, накрыть один другим. Но при этом малыш не учитывал свойств предметов: он не подбирал их по величине, по форме, не располагал их в каком-либо порядке – словом, не соотносил их между собой. Когда же он начинает осваивать соотносящиеся действия, то, как явствует из самого термина, ему надо привести два или несколько предметов в определенные пространственные соотношения. Именно это проделывает ребенок, когда складывает пирамидки из колец, учится обращению с разнообразными сборно-разборными игрушками, закрывает коробки крышками. Чтобы правильно сложить пирамидку, нужно учесть соотношение колец по величине: сначала надеть большое, а затем последовательно переходить к более мелким. Когда собираешь матрешку, нужно подобрать половинки одинаковой величины, собрать сначала самую маленькую, вложить ее в ту, которая побольше…

Удалось действие или не удалось, видно по результату: получилась ли готовая пирамидка, матрешка. Самостоятельно такой результат ребенок получить не в состоянии, да он и не стремится к нему на первых порах: его вполне устраивает, что он нанизал кольца на стержень – последовательность совершенно неважна! – и прикрыл их сверху колпачком.

На помощь приходит взрослый. Он показывает малышу, как надо действовать, обращает внимание на ошибки, учит добиваться правильного результата. Рано или поздно ребенок действием овладевает, но примечательно, что выполняться оно может разными способами и способы эти неравноценны.

Все зависит от того, какова была помощь взрослого. Если малышу дали только образец действия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо; разбирая пирамидку сам, он  запоминает, куда он кладет кольца, и старается их нанизать снова точно так же. Возможен и другой вариант – взрослые обращает внимание ребенка на ошибки и на их исправление. В этом случае наиболее вероятно, что он начнет действовать путем проб, замечая допущенные ошибки и исправляя их.

Но есть и третий способ: можно научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирая самое большое из них. Тогда малыш научится подбирать нужные кольца и надевать их на стержень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели, он позволяет выполнять действия в самых разнообразных ситуациях. Дети же, обученные первыми двумя способами, не могут, например, собрать пирамидку, если вместо привычных 5 колец получат десять.

Вы учтете сказанное и постараетесь использовать самый эффективный способ, когда будете знакомить своего малыша со сборно-разборными игрушками.

Категория:

1-3

Добавил: belena (16.08.2009)
Просмотров: 651 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz