Психологическая готовность к школьному обучению – один из
важнейших итогов развития вашего ребенка в первые шесть-семь лет его жизни.
Поступление в школу – поистине переломный момент в жизни
ребенка. Посудите сами – резко изменяется весь образ его жизни, условия в
которых он действует, он обретает новое положение в обществе; у него начинают складываться совершенно новые
отношения со сверстниками и взрослыми.
Задумаемся: в чем отличительная способность положения
школьника? По-видимому, прежде всего в том, что главным в его жизни становится
учеба, деятельность обязательная и значимая. Жизнь вчерашнего малыша, нынешнего
школьника подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное
правило – запасаться знаниями, которые приобретаю и все остальные дети.
А в чем новизна взаимоотношений между учеником и учителем?
Учитель – не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у
ребенка. Такое отношение к взрослому было «позволительно» малышу. Учительвоплощает в себе, так сказать,общественныетребования к ребенку. Оценка, которую ребенок получает на уроке – это не
выражение личного отношения учителя к ребенку (хотя такое встречается тоже не
редко), а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполнил
свои учебные задания.
Взаимоотношения между учащимися в классе также существенно
отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками в
начальной школе определяющими положение ребенка среди сверстников становятся
его успехи в учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая
ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и значит им
приходится отвечать не только за себя, но и за других, а другим – за тебя.
Само учение – и по содержанию, и по организации – резко
отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний
становится основной целью. Оно выступает в чистом виде, его не маскируют как
раньше игрой.
Знания, которые ребенок получает в школе, узе носят
систематизированный характер.
Основная форма организации учебной работы школьника – урок,
время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за
указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься
посторонними делами.
Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника
предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим
качествам, знаниям и умениям.