Как возникает творческая ролевая игра? Ответ на этот вопрос
очень важен для того, чтобы понять природу игры в дошкольном возрасте, ее
значения для развития ребенка.
Мы видим, что самого раннего детства ребенок овладевает
различными навыками и умениями с помощью окружающих его взрослых.
Общаясь со взрослыми,
ребенок учится говорить, обращаться с различными предметами.
Под руководством взрослых дети учатся и самообслуживанию –
умению самостоятельно одеваться, умываться, есть.
Играть дети также учатся с помощью взрослых. Сначала это
самые простые игры – с погремушкой, мячом, куклой и т.д. затем ребенок начинает
баюкать, кормить куклу, возить в машинке, паровозике, катать в коляске на улице.
Иногда может показаться, что дети начинают играть самостоятельно, без помощи
взрослых. Но это не так, взрослые показывают ребенку, как надо выполнять то или
иное действие, и ребенок хорошо это усваивает.
Подрастая, ребенок все больше и больше усваивает окружающую
его действительность. Во дворе и на улице он знакомиться с тем, как и что
делают люди разных профессий. Играя, ребенок воспроизводит действия взрослых
людей, сначала самых близких ему – отца, матери, бабушки, дедушки, няни. К
концу третьего года жизни, он начинает в своих действиях узнавать действия
окружающих его людей, а затем и называть себя именем того, кому он подражает.
Вместе с этим, он некоторые свои игрушки приравнивает к
настоящим предметам. Кукла превращается в ребенка, кусочки материи – в одеяло,
игрушечные кубики – в настоящий строительный материал, а машинка – в настоящий
автомобиль.
Эти предпосылки необходимы для того, чтобы родилась ролевая
игра. Но достаточно только этих предпосылок? Оказывается нужны еще
дополнительные условия.
В раннем детстве ребенок тесно связан со взрослыми, зависим
от них. Вместе с тем, взрослые, воспитывающие ребенка, рано начинают требовать
от него все большей и большей самостоятельности. Они хотят, чтобы ребенок
самостоятельно ходил, ел, одевался, играл, рисовал и т.д.
И поэтому у ребенка рано развивается: Я САМ. Увы, некоторые
чрезмерно заботливые родители, предупреждая алейшие желания ребенка, опекая его
во всем, задерживают развитие его самостоятельности. Наблюдения показывают, что
такие дети не умеют играть или играют мало и плохо.
Для того, чтобы у ребенкаразвивалось умение играть в творческие ролевые игры, необходимо
воспитать у него самостоятельность. Ведь творческая ролевая игра – это прежде
всего самостоятельная деятельность.