«Многие дети старшего дошкольного и младшего школьного
возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления
чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех
сторон речи. Чаще всего при чтении у детей встречаются ошибки, обусловленные
нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Особенно это
касается детей с речевыми нарушениями. Если ребенок плохо различает звуки, не
улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный
звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как
освоение грамоты требует от детей умение анализировать звуковой состав слова.
Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому,
что дети не могут научиться свободно читатьв течение нескольких лет. А этов
свою очередь препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на
формирование личности ребенка…
Обучение чтению должно сводиться к тому, чтобы единицей
чтения стал слог, а не буква. Такой способ обеспечивает плавное и правильное
чтение…»
На самом деле существует достаточно много методик обучения
ребенка чтению, но главное это желание самого ребенка. Если вы видите, что
ребенок «готов» к обучению – вперед – выбирайте любой метод или обращайтесь к
опытному педагогу. А до тех пор просто прививайте ему любовь к литературе –
читайте интересные книги с красочными иллюстрациями, ведь это так прекрасно,
когда ребенок начинает фантазировать и переноситься в сказку.
1. Основная ошибка родителей – изучение с ребенком букв. Начните
знакомство малыша с азбукой – со знакомства со звуками. Поверьте, таким
образом, вынамного быстрее освоите
слоги и перейдете к чтению слов.
2. Учитесь читать играя. Для начала не стоит выбирать книгу
с яркими, красочными картинками – они будут только отвлекать ребенка. Выбирайте
для чтения слова, которые понравятся ребенку, когда он их прочитает, так
называемые «красивые слова».
3. Наберитесь терпения и ни в коем случае не ругайте
ребенка, если у него что-то не получается, не сравнивайте его с Сашей, Машей и
т.д.
4. Занятия должны превратиться в игру – пускай ежедневно перед
сном вы уделите малышу минут двадцать – поиграете в слова, поищите вместе
одинаковые в книжке, нарисуете те слова, которые прочитали. И в заключение,
прочитаете вашей крохе интересную сказку. Ребенок очень чувствителен – поэтому занятия
с ним должны быть так же не тягость и вам.
Помните, постепенно, двигаясь от простого к сложному,научить ребенка читать будет не так уж и
сложно.
В статье использованы материалы:
Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению. \\Е.В.Новикова