Родители могут влиять на
содержание и сюжеты детских игр, знакомя детей с жизнью и деятельностью
взрослых.
Могут ли родители руководить
самим процессом игры?
Кроме непосредственного участия в
игре родители могут сделать детям указания по ходу игры или подобрать
соответствующие игрушки.
Какие же игрушки нужны
ребенку-дошкольнику?
Основная игрушка – кукла. Это не
просто игрушка, это товарищ в игре, особенно для детей, не имеющих дома
сверстников, с которыми они могли бы играть. Кукла в игре заменяет человека,
она также может выполнить ту илииную
роль. Это не обязательно ребенок, за которым надо ухаживать, кормить, баюкать,
мыть, ходить с ним гулять. Кукла может быть учеником, а ребенок – учителем, она
может быть пассажиром, больным и т.д.
Очень часто из нескольких кукол,
имеющихся у ребенка, он предпочитает какую-то одну. И вовсе не потому, что она
самая нарядная, красивая или большая. Конечно, ребенку приятно, если кукла
красива, но не это делает ее любимой. Самое важное – это возможность играть с
ней в игры на самые разнообразные сюжеты. Чем разнообразнее эти возможности
куклы, тем больше любит ее ребенок.
Любовь к определенной кукле может
возникать и развиваться у ребенка в играх с ней. Чем разнообразнее и
содержательнее эти игры, тем больше привязывается ребенок к кукле. Ребенку
достаточно 2-3 простые куклы, из которых одна сможет выполнять женскую роль,
другая мужскую, а третья – детскую. Увеличить их количество можно тогда, когда
ребенок переходит к играм, в которых необходимо большое количество
участников.Это бывает обычно в старшем
дошкольном возрасте. Здесь уже могут оказаться необходимым наборы кукол.
Хотя кукла основная игрушка, но
не только она необходима ребенку в игре. Нужны разнообразные игрушки. Все их
можно разделить на три большие группы: сюжетные, строительные, различные
материалы.
К сюжетным игрушкам относятся такие,
которыенаталкивают ребенка на игру с
определенным содержание. Это игрушечные звери, домашние животные и птицы.
Некоторые из этих игрушек заменяют кукол. Игрушечных животных можно кормить,
укладывать спать,
Кукольная мебель, посуда, как
правило, игрушки вспомогательные, но часто необходимые – с их помощью игра
становится более развернутой, богатой по содержанию.
Известно также, как любят дети технические игрушки – машинки,
паровозики, самолетики.
Вторую большую группу составляют
строительные игрушки. Это разнообразные разборные домики, или мелкий и средний
строительный материал. Строительный материал необходим для творческой игры
ребенка. Из него можно построить кукольный дом, мост, лестницу, башню
Нередко ролевая игра и начинается
с постройки. Лишь закончив ее, ребенок начинаетобыгрывать построенной – заселяет в дом жильцов, ставит возле моста
часовых, переезжает по мосту на автомобиле. Не менее важным являются другие
игровые материалы:катушки от ниток,
обертки от конфет, ракушки, камешки, палочки и т.д.
Это как раз то, что часто
родители пренебрежительно называют мусором. Вот характерный случай. Ребенок,
готовивший чай для своих кукол, вдруг горько заплакал, роясь в своих игрушках:
«Мои салфеточки, мама, ты опять их выбросила!» Выяснилось, что мать, убираясь,
выбросила разноцветные бумажки от конфет. А теперь они понадобились для того
чтобы изображать в игре салфетки. Из-за невозможности принять гостей как
следует, с салфетками, и плакал ребенок. Хорошо, если мать не скажет при этом –
«Обойдешься без салфеток», а тутже
вырежет из цветной бумаги новые.
Этот случай показывает, как
бережно следует относиться к материалам, собранным ребенком и бережно им сохраняемым
для игры. Эти материалы нужны почти во всякой игре, потому что они могут
заменять самые разнообразные предметы.