Ролевая игра имеет важнейшее
значение для всего психического развития дошкольника, для формирования его
личности. Когда ребенок в игре берет на себя роль, выполнение ее для него
основное. По ходу игры у него могут возникнуть ряд других желаний (очень уж
привлекательны другие предметы, не находящиеся в данный момент в распоряжении
ребенка), но он отказывается от этих желаний в пользу выполнения взятой на себя
роли. При этом, во-первых, воспитывается умение подчинять одни желания другим, во-вторых,
выделяются главные и второстепенные желания, благодаря соподчинению возникающих
в игре желаний и роли, взятой на себя, ребенок начинает понимать, какое из его
желаний является более важным.
Умение подчинять одни желания
другим – важнейшая предпосылка развития воли. Ребенок приучается делать то, что
нужно, а не только то, что ему почему-то сейчас хочется.
Не менее важна роль игры в формировании морали
ребенка. Конечно, сами по себе моральные представления он получает не в игре, а
из непосредственного общения со взрослыми. Воспитывая ребенка, взрослые
(родители и воспитатели) сообщают ему ряд моральных норм поведения и требуют их
выполнения. Сюда относятся самые разнообразные правила, связанные с
взаимоотношениями между людьми, отношениями детей к старшим, отношениям детей к
вещам.
Эти моральные нормы и правила
ребенок усваивает не сразу, для этого ему нужно время. Что касается взрослых,
то они не могут считать свою задачу выполненной, просто сообщив малышу, как
следует себя вести. Приходится еще и еще раз разъяснять ребенку правила
поведения, быть строго последовательным в требованиях, изо дня в день
контролировать их выполнение.
В игре ребенок значительно легче подчиняется
правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Так, например, ребенка
трудно заставить сидеть тихо за столом, не мешая другим, он то и дело
отвлекается, задает вопросы и т.п. Если же ему по игре положено сидеть тихо, то
он это делает без большого усилия и в течениеболее длительного времени.
Это объясняется тем, что в игре правило не «навязано»
ребенку – оно является его собственным правилом, прямо вытекающим из роли,
которую он взял на себя.
Таким образом, игра становится
источником развития моральных качеств ребенка. Можно сказать, что для
дошкольника игра – школа морали, но не морали в представлении, а морали в
действии. Именно в этомзаключается
значение игры в ряду других средств морального воспитания ребенка.