Как же руководить детскими играми?
Как влиять на их содержание и сюжеты?
Прежде всего непосредственное
влияние на содержание детских игр оказывают семейные отношения и характер жизни
семьи. Жизнь семьи и отношения старших и младших в этой семье,отношения к своим обязанностям являются для
детей примером, который находит отражение в играх.
Но сюжеты игр не должны
исчерпываться только семейными отношениями.Для расширения сюжетов детских игр и обогащения их содержания важнейшее
значение имеет знакомство детей с окружающей жизнью.
Не всякое знакомство с окружающей
ребенка действительностью будет оказывать влияние на сюжеты и содержание его
игр. Можно, например, повести ребенка в зоопарк, где показать ему различных
животных и рассказать обих жизни и
повадках; или в саду показать ребенку различные деревья и кустарники; или
сравнить трамвай и троллейбус и установить, что трамвай идет по рельсам, а
троллейбусу рельсы не нужны; или на лугу или в огороде познакомить ребенка с
полевыми и огородными культурами. Все это необходимо ребенку. Однако такое
знакомство с окружающим миром не окажет воздействия на детскую игру. Дело в
том, что ребенок не узнал главного, что делает человек, в чем состоит его труд.
Поэтому главным при ознакомлении
ребенка с действительностью должен быть человек, его труд и отношения людей. Во
время прогулок, в магазине, в трамвае, в саду, на реке всегда следует обращать
внимание детей на труд людей, на отношение людей друг к другу, к своему труду,
к предметам и орудиям своего труда.
В общем, в основе знакомства с
окружающей жизнью должно лежать выяснение социальной значимости труда; ребенок
должен знать, что люди трудятся для блага всего общества, что каждый, который
работает думает о других людях: водитель о пассажирах, врач о больном, продавец
о покупателях.
Не редки случаи, когда у детей
складывается неправильное представление о трудовой деятельности родителей –
будто бы он направлен исключительно на удовлетворение потребностей семьи,
ив частности самого ребенка. В таких
случаях дети думают, что смысл труда их родителей ограничиваетсятолько покупкой для него игрушек и красивых
вещей. Отсюда опасность появления у детей черточек эгоизма.
Детям в доступной для них форме
необходимо раскрывать общественную сущность труда родителей.
Вот девочка играет в куклу. Она
долго возится с ней. Катает ее в коляске, кормит, потом качает. Несколько раз
возвращаетсяк одним и тем же действиям
с куклой. Наконец ей, по-видимому, кукла надоедает. Она бросает ее и
принимается за кубики. Можно, конечно пойти на это, и разрешить ребенку
поиграть сначала в кубики, а затем попросить убрать куклу. Но это было бы
неправильно. Гораздо правильнее
предложить девочке уложить куклу спать, а платьице ей постирать и погладить.
Девочка с радостью примет это предложение, так как стирка и глажение – это
новые для нее действия. Так у нее будет воспитываться правильное отношение к
кукле, которая в данный момент изображала ребенка. Станут более содержательными
сами действия девочки, а кроме того, она научится что-то делать для куклы – а
как это важно в воспитании у ребенка правильного отношения к другим людям.
Конечно, вмешательство взрослого
в детскую игру требует большого такта. Вмешиваться в детскую игру следует
только в тех случаях, когда она представляется вам нежелательной, вредной в
воспитательном отношении, или в тех случаях, когда ребенок уже исчерпал свои
возможности, много раз повторяет одни и те же действия и игра начинает
надоедать.
Руководить детской творческой
игрой лучше всего, играя вместе с ребенком. Дети очень любят и ценят совместные
игры с родителями.Почти во всякой игре
взрослый может найти себе такую роль, которая даст возможность незаметно
руководить игрой, обогащая ее содержание.