Важно не только, во что играют
дети, но и как они играют. Поясним это на примере. Ребенок едет верхом на
лошадке. Сам он преобразился в наездника, а лошадку изображает палочка. Он
весело скачет. Но вот ребенку надоело это занятие, он бросает палочку и бежит к
другому предмету, заинтересовавшего его. Что отобразил малыш в этой игре? Не
просто то, что на лошади скачут. Здесь выразилось еще и вообще отношение
человека к животному. Увы, в данном случае лошадка-палочка выступала только как
предмет на котором можно ездить верхом.
Но вот другой пример. Ребенок,
играющий в ту же лошадку – скачет верхом на палочка, подгоняя ее. Затем он
подъезжает к углу комнаты, ставит свою «лошадку», идет в другой угол комнаты,
берет там ведерко, подходит к «лошадке» и подставляя ведерко к ее голове, говорит
– на, пей. После этого кладет перед ней кубик, изображающий сено, поглаживает
«лошадку» и уходит от нее со словами – ты отдохни, а я пойду на работу. В этой
игре, сходной по сюжету с предыдущей, существенно важно то, что ребенок выразил
в ней заботу о лошади, напоил, накормил ее – позаботился.
Понятно, что игра по-разному
будет влиять на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие
черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре
то, что мы хотим увидеть впоследствии в его собственном поведении. Внимание к
товарищам, доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость,
честность – все это воспитывается у ребенка с детства в правильно
организованной игре.
Развитие сюжетов детских игр идет
так: от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и затем к играм с
сюжетами, отражающими общественные события. Это развитие связно с расширением
кругозора ребенка и его жизненного опята.
Однако многие сюжеты игры детей
младшего и старшего дошкольного возраста одинаковы. И младшие и старшие могут
играть в «доктора», «войну», «семью», «магазин», «строительство». Психологи
вводят поэтому еще и понятие «содержание игры» - это содержание может быть
различным в играх с одинаковым сюжетом. Оно зависит от того, что именно
становится для ребенка главным в этой деятельности взрослых, которая отражается
в игре.
Так, содержание игры в «доктора»
различно у малышей и старших дошкольников. У малышей главным содержанием такой
игры является выслушивание, выстукивание «больного» и различные действия с
трубкой, пинцетом, шприцом. Малыш, подражая главным образом, действиям взрослых
с предметами. В среднем дошкольном возрасте дети воспроизводят уже отношения
между доктором и больным, т.е. переходят к изображению отношений между людьми.
Наконец, у старших дошкольников на первый план выходит отображение в игре
заботы доктора о больном – собственно то что составляет главную функцию врача в
обществе.
Таким образом, развивается и
содержание ролевых игр. Сначала воспроизводятся действия взрослых с предметами,
затем отношения между людьми. Наконец, в игре ребенок «схватывает» общественную
сущность деятельности взрослых. В этом выражается все глубокое знакомство
ребенка с жизнью окружающих его взрослых.
Совершенно неправильно было бы
думать, что развитие ролевой игры в дошкольном возрасте может происходить
стихийно, что ребенок самостоятельно, без всякого руководства со стороны
взрослых может понять общественные отношения, существующие между людьми.
Знакомядетей с окружающей
действительность, раскрывая им в доступной для них форме общественные функции
людей и общественные отношения между ними, взрослые тем самым способствуют
развитию игры, ее содержания.
Подражая взрослым, ребенок
практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он
сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре
жестоко обращается со своими игрушками, не уступает другим детям игрушку,
неряшливо обращается со своими игрушками, то это приводит к тому, что у ребенка
сначала развиваются плохие привычки, а затем и отрицательные черты характера –
эгоизм, неряшливость, упрямство.
Вот почему небезразлично во что и
как играют дети. Родители должны интересоваться играми детей, расширять их
сюжеты и насыщать их таки содержанием, которое способствует воспитанию
моральных принципов.