Жизнь ребенка тесно связано с
окружающими его взрослыми. На протяжении детства характер этой связи меняется.
Если вспомнить, что в раннем детстве жизнь ребенка связана с жизнью взрослых
непосредственно, что осуществление и усвоение ребенком всевозможных действий
происходит только при помощи взрослых, то нет ничего удивительного в том, что у
него возникает стремление жить общей жизнью со взрослыми. Это стремление
сохраняется и тога, когда ребенок знакомиться с недоступными для него видами
трудовой и общественной деятельности взрослых людей.
Детей в младшем дошкольном
возрасте, да и позднее, привлекают орудия и предметы труда взрослых, их
деятельность. Ребенок этого возраста с удовольствием возится с большой лопатой,
которой дворник сгребает снег, огромное удовольствие доставляет ему возможность
дотронуться до руля автомобиля и покрутить его, резать бумагу мамиными
ножницами. Это желание ребенка делать то, что делают взрослые, и действовать
теми же орудиями труда, что и взрослые, и есть свидетельство стремления ребенка
жить общей жизнью со взрослыми, участвовать в их работе.
В чем же может осуществить это
свое стремление малыш? В ролевой игре. Именно в ролевой игре ребенок в особых
создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные
и трудовые функции взрослых. Ролевая игра, в которой дошкольник воспроизводят
жизнь взрослых – своеобразная форма участия их в жизни взрослого.
Очень важно, какие именно стороны
жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и
взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием
их труда, глубже познает смысл их деятельности.
Сюжеты игр чрезвычайно
разнообразны. Они зависят от эпохи, в которую живут дети, быта семьи,
географических и производственных условий, их окружающих. Чем меньше
впечатлений получает малыш, тем беднее и однообразнее его игры.