Характер человека более всего формируется в первые годы его
жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, - ложится прочно,
становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той
глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.
Усваивая родной язык, ребенок
усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на
предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию
языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины не
может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот
великий народный педагог – родное слово!
Я вынес из впечатлений моей жизни
глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога.
Для того, чтобы воспитание могло
создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания
переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в
наклонности.
Воспитание должно развивать в
человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
Воспитание, если оно желает
счастья человеку, должно воспитывать его
не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
|