Только что родившийся ребенок
связан с матерью пупочным канатиком . Врач, принимающий младенца, накладывает
на канатик зажим и перерезает его. В крови ребенка накапливается углекислый
газ. Дыхательный центр, получив сигнал о неблагополучии, дает команду: сделать
вдох.
Ребенок делает вдох – включается
легочное кровообращение.
С отделением ребенка от матери
все для него меняется в корне. Он попадает в воздушную среду, и ему приходиться
сменить типа своего дыхание. Эта среда еще и более холодная- нужно, следовательно, по-новому,
приспосабливатьсяк температурным
влияниям. Изменчивое солнечное освещение диктует свои требования. И наконец,
если питание раньше поступало через плаценту непосредственно в кровь, то теперь
ему на смену приходит питание через рот и желудочно-кишечный тракт.
Про новорожденных порой говорят,
что они беспомощны, как котята. Этонесправедливо. Во всяком случае, по отношению к котятам. Человеческий
детеныш – самое беспомощное существо на Земле. Что же все-таки обеспечивает его
выживание в столь сложных условиях? Прежде всего у него есть наследственно
закрепленные безусловные рефлексы, облегчающие приспособление малыша к новым
условиям существования.
Только у новорожденных можно
наблюдать в чистом виде проявление инстинктивных форма поведения, направленных
на обеспечение потребностей в кислороде, пище, тепле – так называемых
органических потребностей.
Готов в основном к моменту
рождения и механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов – стоит только
прикоснутьсяк уголкам губ, к слизистой
оболочке языка младенца, чтобы легко вызвать эти рефлексы.
Когда ребенок сосет материнскую
грудь, все остальные его движения задерживаются, тормозятся – процесс «пищевого
сосредоточения».
Если покачать ребенка, он
перестает кричать и затихает – это «вестибулярное сосредоточение».
В первые дни, можно заметитьи защитные рефлексы. Сильное раздражение
кожи, например укол, вызывает отдергивание. Мелькание света перед глазами –
ребенок зажмуривает их. Неожиданное увеличение яркости света – зрачок
новорожденного сужается. Все эти реакции направлены на то, чтобы уменьшить
действие раздражителя.
Однако малыш может не только
уходить от контакта с раздражителем, но и стремиться к нему. Можно заметить ,
что в первые дни жизни ребенок может следить за медленно перемещающимся
источником света.
Сильный свет беспокоит ребенка,
помещение в котором находится новорожденный, не должно быть сильно освещено.
Плачем может реагировать малыш на шум и сильные звуки, он вздрагивает.
Что касается кожной
чувствительности, то она высока с первого дня малыш чувствует тепло и холод, а
также боль. Более того внимательные наблюдения покажут вам, что он может
различаться как именно он реагирует, когда к нему прикасаются.
Новорожденный довольно хорошо
различает вкус пищи. Некоторые дети ни в какую не соглашаются пить несладкий
чай. Уже в недельном возрасте, сморщившись, выплюнет пищу, если она окажется
соленой или кислой.
Атавистический рефлекс, присущ
малышу с рождения, но в дальнейшем он угаснет. Что это такое? Хватательный
рефлекс. Стоит прикоснуться к ладони малыша- и он может даже повиснуть, сжав кулачок, на предмете, которым вы
прикоснулись.
Так же обстоит дело с рефлексом
ползания, который наблюдается при прикосновении к подошвам ног. После того, как
врожденный рефлекс угаснет, формирование настоящего ползания начинается с
движения рук: ребенок тянется к заинтересовавшему его предмету, «переступает»
руками и продвигается вперед.
Но набора – относительно
небольшого – всех наследственных механизмов для приспособления к новым условиям
существования ребенку все-таки не хватило бы, если бы в борьбу за сохранения
его жизни с первых минут не включался бы взрослый человек. Это решающее условие
выживания новорожденного.