Меню Сайта


Меню Сайта


Меню Сайта

0-1 [37]







Главная

Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS

Клуб Любящих Родителей



Пятница, 03.05.2024, 18:18

Главная » Статьи » С рождения до года »

0-1


Слово обобщает

 

«Где огонек?» - спрашивают малыша, и он устремляет взгляд на настольную лампу. Но лампочка под абажуром для него пока не огонек, а что-то другое. Поначалу, слово для малыша  выступает только как имя единичное, конкретного, этого предмета, с которым оно впервые связалось. К пониманию обобщающей роли слова малыш еще должен привыкнуть. Чтобы слово-название не оставалось для него именем единичного, конкретного предмета, нужно показывать ребенку одинаковые предметы (это ложка, и это ложка, и это тоже ложка), предметы, различающиеся по форме, цвету, размеру. Свойства и особенности предметов ребенок будет усваивать в дальнейшем, но и сейчас, во второй половине первого года, нужно обращать на это внимание.

 

Слово и действие.

Речь взрослого должна не только управлять восприятием ребенка, но и его действиями. Вот почему так важно учить малыша понимать слова, которые обозначают движение, действия. Одевая или раздевая ребенка, вы помогаете ему встать, сесть, лечи и говорите при этом: «Встань, вставай… Сядь, садись… Ложись». Он усваивает эти слова и потом сам проделывает все это, когда вы обратитесь к нему с такой просьбой. Когда малыш научится ходить, он должен научиться у вас понимать слова «идти», «Подойти».

Учите ребенка движениям и действиям, которые выполняются руками, - обязательно учите его одновременно и пониманию слов, которые эти действия обозначают (дай, положи, отпусти). Он должен протягивать руки при слове «Здравствуй» и помахать ей при прощании.

 Когда малыш научиться выполнять по просьбе взрослого отдельные действия (дай, положи), это создаст основу для того, чтобы с помощью слов строить более сложные действия «Возьми мячик и дай мне».

К концу года словом можно побудить малыша воздержаться от действия,  когда взрослый произносит строгое «Нельзя». Надо, чтобы сначала слово это всегда подкреплялось делом. Если ребенок тянется к хрупкой вазочке, надо не только сказать нельзя, но и придержать его ручки, а затем постараться переключить его внимание на более подходящее занятие. В дальнейшее окажется достаточно одного словесного запрета, произнесенного со строгой интонацией.

Первые осмысленные слова возникают к концу года. Возникают не вдруг – на богатой почве лепета, понимания слов, произнесения звуков, слогов и слов по подражанию.

Составляя для малыша его первые слова, взрослые используют слоги, которые произносят сами. Но повторяя за взрослыми эти слова (мама, папа, баба), малыш не просто пристраивает один слог к другому. Слоги одинаковы, но не совсем – один ударный, другой безударный. Значит, чтобы получить настоящее слово, надо «оформить» его ударением, тогда оно будет звучать как единое целое. Слыша произносимое взрослым слово, малыш и воспринимает его целиком, но на первый план для него выступает ритм слова, который создается ударным логом. Именно поэтому в речи ребенка появляются слова, состоящие из одного слога – ударного (кА - каша) или воспроизводящие ритм услышанного слова *(тика, типа – птичка, птица).

Как появляются первые осмысленные слова? Проследим за такой ситуацией: малыш не может достать игрушку, которая стоит среди нескольких других, тянется к ней, жестами и возгласами выражает свое желание. Взрослый говорит в этот момент: «Что тебе дать? Собачку? Скажи – дай ав-ав».

Малыш, конечно, не скажет сразу Дай! Надо чтобы подобная ситуация повторилась не раз,  прежде, чем малыш вместо возгласов нетерпения произнесет Дай.

Пусть даже в таких случаях взрослые и не ставят перед собой цель научить ребенка выражать свою просьбу словами. Сама ситуация вынуждает его к этому. Ведь вряд ли взрослый в ответ на его нетерпеливые возгласы выложит все игрушки перед малышом, чтобы он взял ту, которая его сейчас привлекает, или будет доставать их поочередно, спрашивая: “ Эту дать?.. Эту?.. Эту?..” Зачем это делать, если можно спросить,- кстати, не так ли поступаем мы, общаясь между собой? Но если в разговоре взрослого со взрослым можно о форме вопроса особенно и не заботиться, то в разговоре с малышом это необходимо.

Вернемся к приведенному примеру. Малыш тянется за собачкой, которая стоит среди игрушек. Чтобы понятно для взрослого выразить свою просьбу, он должен сказать – Дай собачку (ав-ав) или Ав-Ав. Поскольку второе проще, лучше спрашивать у ребенка : Что дать? И подсказывая ответ, предлагать сказать – Ав-Ав.

Дело не только в простоте ответа или сложности  возможного для ребенка ответа. Дело в том, какой смысл имеет  просьба малыша. Ведь он хочет получить не любую игрушку из имеющихся, а именно собачку. Поэтому без слова  Дай  можно обойтись, а вот без слова собачка обойтись никак нельзя. Для малыша сейчас имеет значение предмет, а не действие. И если он произнесет в этот момент Ав-Ав, это слово наполнится смыслом, простое  в обозначение, в название предмета. Это превращение облегчается  тем., что ребенок уже понимает слово, когда его произносит взрослый.

Но возьмем другую ситуацию: ребенок тянется к той же недоступной игрушке, рядом с которой других нет. Что выступает здесь на первый план? Конечно, действие. Предмет можно и не называть, он назван самой ситуацией. Взрослый понимает, что хочет малыш, но должен требовать, чтобы ребенок произнес слово ДАЙ.

К концу первого года жизни ребенок владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя). Ряд гласных и согласных к этому моменту произносятся довольно четко (а, о, у, м, б, п, к, г). одно и тоже слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке и к одеялу, подушке, т.е. ко всему теплому, мягкому.

К концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, некоторые действия. Он сам произносить 10-12 слов. Основные достижение малыша в развитии активной самостоятельной речи приходятся уже на следующий, второй год его жизни, хотя иногда бывают и исключения.

Категория:

0-1

Добавил: belena (12.07.2009)
Просмотров: 593 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz