«Где огонек?» - спрашивают
малыша, и он устремляет взгляд на настольную лампу. Но лампочка под абажуром
для него пока не огонек, а что-то другое. Поначалу, слово для малышавыступает только как имя единичное,
конкретного, этого предмета, с которым оно впервые связалось. К пониманию
обобщающей роли слова малыш еще должен привыкнуть. Чтобы слово-название не
оставалось для него именем единичного, конкретного предмета, нужно показывать
ребенку одинаковые предметы (это ложка, и это ложка, и это тоже ложка),
предметы, различающиеся по форме, цвету, размеру. Свойства и особенности предметов
ребенок будет усваивать в дальнейшем, но и сейчас, во второй половине первого
года, нужно обращать на это внимание.
Слово и действие.
Речь взрослого должна не только
управлять восприятием ребенка, но и его действиями. Вот почему так важно учить
малыша понимать слова, которые обозначают движение, действия. Одевая или
раздевая ребенка, вы помогаете ему встать, сесть, лечи и говорите при этом:
«Встань, вставай… Сядь, садись… Ложись». Он усваивает эти слова и потом сам
проделывает все это, когда вы обратитесь к нему с такой просьбой. Когда малыш
научится ходить, он должен научиться у вас понимать слова «идти», «Подойти».
Учите ребенка движениям и
действиям, которые выполняются руками, - обязательно учите его одновременно и
пониманию слов, которые эти действия обозначают (дай, положи, отпусти). Он
должен протягивать руки при слове «Здравствуй» и помахать ей при прощании.
Когда малыш научиться выполнять по просьбе
взрослого отдельные действия (дай, положи), это создаст основу для того, чтобы
с помощью слов строить более сложные действия «Возьми мячик и дай мне».
К концу года словом можно
побудить малыша воздержаться от действия,когда взрослый произносит строгое «Нельзя». Надо, чтобы сначала слово
это всегда подкреплялось делом. Если ребенок тянется к хрупкой вазочке, надо не
только сказать нельзя, но и придержать его ручки, а затем постараться
переключить его внимание на более подходящее занятие. В дальнейшее окажется достаточно
одного словесного запрета, произнесенного со строгой интонацией.
Первые осмысленные слова
возникают к концу года. Возникают не вдруг – на богатой почве лепета, понимания
слов, произнесения звуков, слогов и слов по подражанию.
Составляя для малыша его первые
слова, взрослые используют слоги, которые произносят сами. Но повторяя за
взрослыми эти слова (мама, папа, баба), малыш не просто пристраивает один слог
к другому. Слоги одинаковы, но не совсем – один ударный, другой безударный.
Значит, чтобы получить настоящее слово, надо «оформить» его ударением, тогда
оно будет звучать как единое целое. Слыша произносимое взрослым слово, малыш и
воспринимает его целиком, но на первый план для него выступает ритм слова,
который создается ударным логом. Именно поэтому в речи ребенка появляются
слова, состоящие из одного слога – ударного (кА - каша) или воспроизводящие
ритм услышанного слова *(тика, типа – птичка, птица).
Как появляются первые осмысленные
слова? Проследим за такой ситуацией: малыш не может достать игрушку, которая
стоит среди нескольких других, тянется к ней, жестами и возгласами выражает
свое желание. Взрослый говорит в этот момент: «Что тебе дать? Собачку? Скажи –
дай ав-ав».
Малыш, конечно, не скажет сразу
Дай! Надо чтобы подобная ситуация повторилась не раз,прежде, чем малыш вместо возгласов нетерпения
произнесет Дай.
Пусть даже в таких случаях
взрослые и не ставят перед собой цель научить ребенка выражать свою просьбу
словами. Сама ситуация вынуждает его к этому. Ведь вряд ли взрослый в ответ на
его нетерпеливые возгласы выложит все игрушки перед малышом, чтобы он взял ту,
которая его сейчас привлекает, или будет доставать их поочередно, спрашивая: “ Эту
дать?.. Эту?.. Эту?..” Зачем это делать, если можно спросить,- кстати, не так
ли поступаем мы, общаясь между собой? Но если в разговоре взрослого со взрослым
можно о форме вопроса особенно и не заботиться, то в разговоре с малышом это
необходимо.
Вернемся к приведенному примеру.
Малыш тянется за собачкой, которая стоит среди игрушек. Чтобы понятно для
взрослого выразить свою просьбу, он должен сказать – Дай собачку (ав-ав) или
Ав-Ав. Поскольку второе проще, лучше спрашивать у ребенка : Что дать? И
подсказывая ответ, предлагать сказать – Ав-Ав.
Дело не только в простоте ответа
или сложностивозможного для ребенка
ответа. Дело в том, какой смысл имеетпросьба малыша. Ведь он хочет получить не любую игрушку из имеющихся, а
именно собачку. Поэтому без словаДайможно обойтись, а вот без
слова собачка обойтись никак нельзя. Для малыша сейчас имеет значение предмет,
а не действие. И если он произнесет в этот момент Ав-Ав, это слово наполнится
смыслом, простоев обозначение, в
название предмета. Это превращение облегчаетсятем., что ребенок уже понимает слово, когда его произносит взрослый.
Но возьмем другую ситуацию:
ребенок тянется к той же недоступной игрушке, рядом с которой других нет. Что
выступает здесь на первый план? Конечно, действие. Предмет можно и не называть,
он назван самой ситуацией. Взрослый понимает, что хочет малыш, но должен
требовать, чтобы ребенок произнес слово ДАЙ.
К концу первого года жизни
ребенок владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых
слогов (мама, папа, баба, дядя). Ряд гласных и согласных к этому моменту
произносятся довольно четко (а, о, у, м, б, п, к, г). одно и тоже слово может
относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так
слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке и к
одеялу, подушке, т.е. ко всему теплому, мягкому.
К концу года малыш понимает значительное
количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов,
некоторые действия. Он сам произносить 10-12 слов. Основные достижение малыша в
развитии активной самостоятельной речи приходятся уже на следующий, второй год
его жизни, хотя иногда бывают и исключения.